Здесь может быть ваша реклама

В конце 2017 года американская компания Tesla с большой помпой представила линейку полностью электрических грузовиков Tesla Semi. С тех пор прошло уже много времени, а о коммерческих серийных Tesla до сих пор ничего не слышно…

По мнению большинства аналитиков, Tesla «толкла воду в ступе» в течение последних 19 месяцев, откладывая планы на выпуск Semi, поскольку пыталась справиться с проблемами, связанными с производством электрического седана Tesla Model 3. Глава компании Илон Маск подтвердил данную информацию в своем сообщении в Твиттере, где рядом с текстом была выставлена фотография автовоза класса 8 Semi, перевозящего легковые автомобили Тесла. «Мы были так поглощены производством и логистикой в течение последних 18 месяцев. А теперь действительно с нетерпением ждем запуск Semi в серийное производство». Однако Тесла обещала начать массовое производство в 2019 г., но дело отложено уже до конца 2020 г.

Руководитель компании заявлял, что первоначально выйдут две модели с дневной кабиной – версия ближнего действия стоимостью 150 тыс. долларов, и грузовик среднего класса, цена которого начинается со 180 тыс. долларов. Стоимость дизельной версии грузовика класса 8 начинается от 120 тыс. долларов.

Тесла оправдывает первоначальные повышенные затраты на приобретение Electric Semi последующими долгосрочными выгодами – в основном, отсутствием расходов на топливо. В комментариях компании говорится, что владелец Tesla Semi окупит разницу через два года эксплуатации. По словам Маска, владение машиной добавит чистых 200 тыс. долларов к балансовой прибыли автотранспортной компании в течение ожидаемого срока службы грузовика в  1 млн 609 тыс. 344 км.



Модель Tesla Semi была показана как грузовик с дневной кабиной класса 8 и с четырьмя независимыми электродвигателями, по одному на каждое колесо задних осей. Данные о лошадиных силах и крутящем моменте не приводились, но компания сообщила, что электродвигатели такие же, как и для электрического седана Tesla Model 3.

Независимые динамометрические испытания одного двигателя Tesla Model 3 показали, что он генерирует до 300 л.с. и  700 Н·м крутящего момента. Умножьте на четыре и немного отнимите от этой цифры потери, возникающие при потере энергии на соединениях. Таким образом, можно ожидать, что Semi выдаст как минимум 1000 л.с. и около 4000 Н·м крутящего момента.


Тягач Semi с пустым прицепом может развивать скорость от 0 до 60 миль за 5 секунд. 20 секунд прибавляется для полностью груженого тягача. Хотя это в несколько раз быстрее по сравнению с дизельным аналогом, тем не менее, дальнобойщиков гораздо больше заботит экономия топлива и надежность, чем скорость разгона, утверждают аналитики.

Semi будет предлагаться с пробегом на одном заряде 300 или 500 миль, более мощная версия грузовика достигнет диапазона в 600 миль при полностью заряженной батарее.

В августе этого года на полигоне Тахо испытывался Tesla Semi, выполнявший пробную поездку с грузом бетонных строительных плит. На официальной странице инспекции в Facebook были опубликованы фотографии и отчет с комментариями водителя. Согласно отчету, грузовик весом  34 тыс. 19  кг  с прицепом и грузом, соответствовал указанным Tesla параметрам относительно дальности пробега на одном заряде, а в некоторых случаях даже превышал эти показатели при езде по крутому горному маршруту.

Тесла не раскрывает характеристики аккумуляторов для своих грузовых прототипов. Но компания заявила, что стремится к показателю расхода энергии менее 2 кВт·ч на милю пробега. Это означает, что 300-мильная версия грузовика Semi, скорее всего, будет иметь батарейную упаковку общей емкостью 500 кВт·ч, а упаковка 500-мильной версии должна получить емкость от 900 до 1100 кВт·ч. 

Tesla предоставит владельцам Semi возможность заряжать свои машины в сетях ускоренной зарядки «Megachargers. Это оборудование способно зарядить разряженный аккумуляторный блок за 30 минут, чтобы обеспечить дальность пробега до 400 миль. Каждый «мегачаджер» способен предать один мегаватт (1000 киловатт) за один час.

Tesla пока не приступала к выпуску серийных моделей Semi, но ряд компаний уже оформили предварительные заказы на их приобретение. К наиболее известным заказчикам, подтвердившим сделки по приобретению Tesla Semi для своих автопарков, относятся: UPS, PepsiCo, TCI Transportation, Bee’ah, компания по вывозу мусора из Объединенных Арабских Эмиратов, Sysco, сеть универсальных магазинов Wal-Mart, Anheuser-Busch и т.д.

Большинство крупных производителей грузовых автомобилей, в том числе Daimler, Paccar, Volvo, Volkswagen и китайская BYD, разрабатывают собственные электрические тяжелые грузовые автомобили. Даже гигант дизельных двигателей Cummins недавно показал электрический грузовик собственной разработки.

Стартап Nikola Motors и японский автогигант Toyota разрабатывают и испытывают электрические грузовики на водородных топливных элементах, некоторые из которые уже используются для экологичной транспортировки в портах Калифорнии. Nikola собирается также строить аккумуляторные электрические модели для клиентов, которые предпочитают использовать их для перевозок по более коротким маршрутам. Но свой основной бизнес компания нацеливает на дальнемагистральные модели. Производитель утверждает, что на его грузовики поступили необязательные заказы на 14 миллиардов долларов.

Юрий ЛЕБЕДЕВ