Здесь может быть ваша реклама

Волна электрификации накрыла общественный транспорт. Завтра эта волна перерастет в цунами, от которого уже не укроются грузовики и спецтехника…


Аналитическая компания Interact Analysis, международный поставщик маркетинговых исследований, утверждает, что электрификация станет ключевой тенденцией для специализированной внедорожной техники и грузового транспорта. Строгие экологические законы относительно ограничений выбросов ТС, вступающие в силу в европейских странах, США, Индии и Китае, будут способствовать разработкам и интенсивному внедрению электрических решений. В данных регионах уже стартовали программы с поэтапным отказом от дизельного топлива, на котором работает современное поколение грузовой и строительной техники. Большая часть Европы планирует запретить дизельные и бензиновые автомобили с 2025 г. Индия нацелилась на 2030 г., в Китае полный запрет планируется к 2040 г., а США уже запрещает в некоторых локациях применять ДВС, говорится в последнем аналитическом отчете компании.

Volvo Group уже взяла на вооружение стратегию электрификации спецтехники. В начале текущего года подразделение Volvo Construction Equipment представило компактный электрический экскаватор и колесный погрузчик.     Со следующего года Volvo запустит свою линейку электрических компактных экскаваторов и колесных погрузчиков в массовое производство.

На Bauma 2019 в Мюнхене Volvo CE представила компактный экскаватор ECR25 и компактный колесный погрузчик L25 не потому, что они были электрическими машинами с нулевым уровнем выбросов, а потому что компания объявила, что больше не будет предлагать потребителям дизельные версии этих машин. Через пять минут после открытия выставки Volvo CE продала первый фронтальный погрузчик L25 одной из скандинавских строительных фирм. Шведы планируют массовые продажи L25 и ECR25 с начала лета 2020 г.
Топливные баки на обеих машинах заменены на литий-ионные аккумуляторы. Экскаватор использует эти аккумуляторы и один электродвигатель для питания гидравлики. Длительность работы машин от одной зарядки варьируется в 8-часовом диапазоне, в зависимости от интенсивности заданий.

Погрузчик L25 предусматривает два электродвигателя, один для трансмиссии, другой – для гидравлики. Зарядка осуществляется в ночные часы с использованием обычной бытовой розетки. Volvo также разрабатывает внебортовое оборудование для ускоренной зарядки, которое заряжает аккумулятор за два часа на 80%, стандартная бортовая батарея полностью заряжается за 12 часов. L25 предназначен для работы в легкой инфраструктуре: вспомогательные погрузочные работы, склады, садоводство, озеленение, сельское хозяйство и пр. Вес машины 4,9 т. Максимальная грузоподъемность 3,35 т. Высота погрузки 2,5 м.

Возникает еще один вопрос: не будут ли машины с электроприводом дороже стандартных? Компания ответила, что на первом этапе производства это возможно. Но в дальнейшем, стоимость эксплуатационных расходов, а также исключение из бюджета расходов на топливо себя вполне оправдают. Поэтому электроспецтехника будет очень выгодна в практическом плане, не говоря уже о явных экологических преимуществах.

По словам президента Volvo CE, продолжающийся исследовательский проект Volvo Electric Site, который открылся в карьере Skanska (Швеция) в 2018 г., показал, что при использовании электричества выбросы углерода сократились на 98 процентов. Это говорит о том, что и более крупные машины с электрическим питанием также найдут широкое применение.

Выпуск ECR25 и L25 последовал вслед за положительной реакцией потенциальных потребителей на концептуальные машины, разработанные Volvo CE за последние несколько лет. Это полностью электрический компактный экскаватор EX2 и прототип электрического компактного колесного погрузчика LX2. Несмотря на то, что ECR25 и L25 – это разные в конструктивном плане машины, уроки, извлеченные при их создании, помогли заложить основы для новой линейки компактных электрических машин.

Компания Linde Material Handling GmbH, являющаяся одним из ведущих мировых производителей вилочных погрузчиков и складской техники, раскрыла планы показа в Мюнхене нового электротягового буксира P250 с тяговым усилием 25 тонн, что в определенной степени также подтверждает прогнозы аналитиков. В Европе компания является лидером рынка по брендам Linde и Fenwick (Франция). С 2006 г. Linde входит в группу KION. Группа KION является вторым по величине в мире производителем промышленных грузовиков и одним из ведущих поставщиков решений для автоматизации интралогистики.

На выставке Inter Airport Europe 2019, посвященной оборудованию и технологиям для обслуживания аэропортов, компания покажет свой новый электротрактор. Главным преимуществом этой машины является ультракороткое время зарядки (до 20 минут), что очень важно для техники, работающей в аэропортах в многосменном режиме. Трактор имеет два электродвигателя мощностью 10 кВт и менеджмент рекуперативного торможения. Кабина защищена от шума и вибрации и обладает комфортным интерьером, активно содействующим в борьбе с усталостью операторов. P250 позиционируется производителем как надежная и экологичная машина для багажных операций.

 

Прогнозы на ближайшие годы

По прогнозам Interact Analysis, после вялого 2018 г. на рынке электромобилей в этом году начинается многолетняя серия двухзначных увеличений. Почти шестикратный рост продаж от 180 тыс. единиц в 2019 г. до 1,2 миллионов в 2025 г. будет в значительной степени обусловлен продажами в Китае. Согласно отчету Interact Analysis, большую роль в этом также сыграют ужесточающиеся нормы выбросов в Азии и Европе.

Аналитик по электрификации грузовых автомобилей в Interact Analysis сообщил, что в индустрии грузоперевозок растет осмысленность того факта, что электрификация может сократить расходы на топливо и техническое обслуживание. По его словам, экономия на эксплуатационных расходах наряду с неуклонно снижающимися ценами станет важным стимулом продаж электромобилей и зарождающейся электрической спецтехники в США и Европе в ближайшие годы.

Относительно небольшие и независимые компании по производству электрогрузовиков, такие как Orange EV и Chanje, сейчас доминируют на рынке со средними и тяжелыми моделями. Но крупные, признанные производители грузовиков уже присоединяются к «электрической» гонке, и можно ожидать, что они будут играть большую роль в будущем росте. В частности, Volvo заявила, что электрифицирует свою серию грузовиков FE и FL. DAF, являющийся подразделеним Paccar Inc., сотрудничает с VDL Group и Cummins с целью переведения своих грузовиков CF и LF на электричество. Freightliner, являющийся американским брендои Daimler Truck, недавно показал электрический грузовик среднего класса eM2 и тягач eCascadia – электрическую версию самого популярного дальнобойного грузовика в Северной Америке. В этом месяце подразделение Paccar Peterbilt Motors представило новое электрическое шасси средней грузоподъемности для региональных перевозок и доставки последней мили.

Volkswagen и его подразделение MAN Truck and Bus (производство грузовиков и автобусов) вышли на электрорынок в 2018 г. Nissan сообщил о более чем семи тысячах заказов на электрические грузовики, что вероятно приведет к тому, что 2019 г. станет рекордным для подразделения японской компании по производству электрических грузовиков.

Аналитики отмечают также, что увеличение количества электрических грузовиков также создаст вторичный рынок для отработанных аккумуляторов. Литий-ионные аккумуляторы по-прежнему могут функционировать в качестве накопителей энергии в менее энергозатратных сферах применения, после выработки эксплуатационного ресурса на электрогрузовиках.

 

Продажи на ближайшие годы

Interact Analysis прогнозирует глобальные продажи электрогрузовиков следующим образом: 163 тысячи легких, 12250 среднетоннажных и чуть более 3500 тяжелых грузовиков. Будет реализовано 1900 грузовиков для городской доставки и распределения и чуть более 1600 дальнемагистральных.

Предполагаемые продажи 179 тыс. 563 электрогрузовиков составляют менее одного процента рынка. Но если в 2025 г. их число возрастет до 1,2 миллиона, это будет чуть менее пяти процентов рынка.

В конце 2017 г. Европейская комиссия опубликовала отчет EU Industrial R&D Investment Scoreboard, в котором назвала компании с наибольшими инвестициями в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР, R&D). В рейтинге представленых 2500 компаний, две были российскими: «Вертолеты России» и КАМАЗ.

Юрий ЛЕБЕДЕВ