Европейские города постепенно переходят на экологически чистые технологии для общественного транспорта. Некоторые добились заметных успехов в деле внедрения зеленой мобильности для своего населения.



Лондон

В начале 2020 г. на улицах Лондона появятся первые в мире двухэтажные автобусы, использующие в качестве топлива водород. Водородные топливные элементы производят электрическую энергию для электродвигателя непосредственно на борту транспортного средства, заменяя тем самым двигатель внутреннего сгорания. Водородная инициатива в первую очередь направлена на решение проблемы с загрязненным воздухом.

20 автобусов североирландского производителя Wrightbus, закупленные эксплуатирующей компанией TFL (Transport for London), будут работать на экологичных водородных топливных элементах, где вместо вредных выбросов выделяется небольшое количество водяного пара.

Мэрия Лондона инвестировала в водородный автобусный парк 85 млн фунтов стерлингов, и сейчас он считается самым большим в Европе. Полная стоимость новых водоробусов и зарядной инфраструктуры оценивается приблизительно в 12 млн фунтов стерлингов. Мэр Лондона Садик Хан считает, что столица Великобритании имеет самый большой в Европе парк пассажирских автобусов с нулевым уровнем выбросов.  Интересно, что первоначально 5 млн в лондонский парк инвестировал Евросоюз, от которого сейчас Великобритания всеми силами пытается отделиться.

Одно из главных преимуществ водоробусов – быстрая заправка. В частности, на зарядку электробусов требуется несколько часов, на заправку водородом – уходит около трех минут. Еще одно большое достоинство водородного транспорта заключается в том, что топливные ячейки могут служить много лет и практически не нуждаются в обслуживании. Если сравнивать электробусом, то срок службы его батареи не превышает 1–1,5 тысячи циклов, то есть не более 3–5 лет. Также следует учесть, что водородное ТС без проблем работает на морозе, аккумуляторы же – напротив, быстро теряют заряд. Водоробусы при движении генерируют меньше шума, предоставляют возможность зарядки личных гаджетов через розетки USB.

Двухпалубный водоробус стоит в два с половиной раза дороже (500 тысяч фунтов стерлингов (610700 долларов США)) по сравнению с 200 тысячами фунтов стерлингов за стандартный дизельный двухэтажный аналог. Но представители TFL верят, что они помогут исправить экологическую ситуацию в Лондоне, где более двух млн человек проживают в зоне повышенной загрязненности воздуха. Согласно TFL, водоробусы будут работать на возобновляемом экологически чистом водороде, произведенном с помощью энергии морских ветряных электростанций в Северном Кенте.

Следует отметить, что обычные одноэтажные водородные автобусы уже работают на центральных лондонских маршрутах, а также в других британских городах Абердине и Брайтоне.

 

Жешув

Город расположен на юго-востоке Польши и является административным центром Подкарпатского воеводства. Сегодняшний польский Жешув известен как развитый центр машиностроения (производство автомобильных и авиационных двигателей и бытовой техники Zelmer).

В рамках экологической программы Жешув постоянно выделяет средства на развитие возобновляемых технологий. В сентябре 2019 г. здесь было установлено 140 «умных» экологически чистых остановочных модулей для электротранспорта. Они оснащены солнечными панелями для производства электроэнергии, которая используется для создания внутри помещения дружественного для человека микроклимата с освещением, вентиляцией и обогревом.

Такие остановки общественного транспорта защищают людей от непогоды и благодаря автономной системе освещения улучшают видимость ночью и создают дополнительную эстетическую ценность городскому ландшафту с точки зрения архитектуры.

Городские власти Жешува сотрудничают с технологической компанией ML System и производителем автобусов Solaris, чтобы обеспечить жителей этими удобствами. Помимо транспортной инфраструктуры ML System установила подобные пункты для 53 объектов общественного строительства, школ и детских садов, общей мощностью 1 МВт.

Жешув не единственный польский город, где используется данное решение. Аналогичный проект воплощен в жизнь на автовокзале в городе Пщине.

 

Рюссельсхайм

Немецкий город Рюссельсхайм планирует построить 1,3 тыс. пунктов зарядки для электромобилей к началу 2020 г.

В период с 2015 по 2018 гг. количество электромобилей в Германии увеличилось в пять раз, но число точек зарядки электромобилей росло не так активно. Вместе с тем Рюссельсхайм имеет преимущества, которых нет в большинстве европейских городов, в том числе наличие крупного местного автопроизводителя Opel и богатая экономика. Кроме того, город получил правительственный грант в размере 12,8 млн евро (14,4 млн долл. США) на развертывание электрозарядной инфраструктуры.

Сегодняшняя цель – обеспечить в городе одну точку зарядки на 72 человека. Этот самый высокий уровень в Европе будет достигнут с помощью автопроизводителя Opel, который построит около половины зарядных точек. Большую помощь в этом деле окажет своими техническими ноу-хау и местный университет RheinMain.

Несмотря на то, что установка каждой точки зарядки требует большого количества согласований, например, с организациями, отвечающими за водоснабжение, охрану памятников, гражданское строительство и т.д., а производители зарядного оборудования предлагают длительные сроки поставок, власти города все же надеются преодолеть все эти трудности и выполнить обязательства по развертыванию сети электрозарядок в срок.

 

Копенгаген

Город, известный своей велосипедной культурой, делает еще один шаг вперед на пути улучшения качества воздуха.

Столица Дании постепенно переходит на электрический общественный транспорт. Муниципалитет Копенгагена поставил задачу перевести весь городской транспорт на электроэнергию к 2025 г. Хенрик Гудмундссон, старший научный сотрудник независимого датского аналитического центра Concito, занимающегося вопросами повышения осведомленности об изменении климата и экологическими решениями, высоко оценил эту инициативу и сказал, что главная цель датской столицы состоит в том, чтобы к 2025 г. сделать общественный транспорт полностью «углеродно-нейтральным».

Еще один датский город Роскилле перейдет в этом году на электрический общественный транспорт. Конечно, небольшой размер города (50 тыс. жителей, 20 автобусов в эксплуатации на девяти маршрутах) облегчает достижение цели, но этот шаг, безусловно, очень важен. Муниципалитетом сообщается, что электробусы для Роскилле будут поставляться китайской компанией Yutong.

Александр ВАДИМОВ