О ключевых проблемах автотранспортного бизнеса шел разговор на круглом столе, организованном ассоциацией «Грузавтотранс». На мероприятии обсудили вопросы, связанные с получением пропусков для грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в г.Москве, соблюдение режима труда и отдыха перевозчиков, применение перевозчиками тахографов.


Национальная Ассоциация «Грузавтотранс» – это общественный институт, призванный обеспечить эффективное взаимодействие бизнеса и власти, оказывающий профессиональную юридическую поддержку индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в области транспортного права.

Основная задача ассоциации – защищать перевозчиков от незаконных действий представителей надзорных ведомств и оказывать содействие в совершенствовании законодательства, регулирующего автомобильные грузовые перевозки на территории Российской Федерации.

На круглом столе присутствовали руководители ассоциации «Грузавтотранс» во главе с президентом Владимиром Матягиным, руководитель компании OMNICOMM Борис Паньков, представители Ространснадзора, ЦОДД, «Газпромнефть-Корпоративные продажи» и другие.

Итоги обсуждения на круглом столе вылились в просьбу автоперевозчиков к Правительству РФ не повышать утилизационный сбор на тягачи, поскольку в сентябре стало известно, что Министерство промышленности и торговли разработало предложения по индексации с 1-го января 2020-го года ставок утилизационного сбора на автомобили.

Транспортные компании опасаются, что повышение утилизационного сбора может спровоцировать неоправданный рост цен на автомобили, поэтому автоперевозчики просят Правительство отказаться от индексации ставок утилизационного сбора хотя бы в сегменте седельных тягачей. Соответствующее письмо президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин направил вице-премьеру правительства РФ Максиму Акимову.

А на днях глава минпромторга Денис Мантуров заявил, что решение о повышении утилизационного сбора уже согласовано, оно окончательное и «не будет отменено». Таким образом, в среднем, ставка увеличится на 80%, в сегменте седельных тягачей – на 60–70%.

Если далее продолжить первичные исчисления, видно, что на долю утилизационного сбора приходится порядка 10–12% стоимости тягача, которая сейчас в среднем составляет около 6 млн рублей или выше. Таким образом, повышение ставок может, как минимум, на 360 тыс. рублей увеличить цены на грузовую технику.

В ассоциации «Грузавтотранс» справедливо опасаются, что подорожание замедлит и без того невысокие темпы обновления автопарка, тем более в условиях, когда рентабельность в отрасли показывает только сегмент сборных грузов и у перевозчиков даже при действующих ценах нет достаточных средств на закупку новой техники.

Согласно исследованию ассоциации «Грузавтотранс», в котором приняли участие 240 компаний-перевозчиков, факторами, наиболее негативно влияющими на транспортный бизнес грузовых автомобильных перевозок, названы действующие требования к соблюдению весового контроля (53% перевозчиков отмечают этот фактор), несовершенство системы взимания платы «Платон» (51,2%) и действующие требования к соблюдению и контролю режима труда и отдыха (40%).


Самой распространенной суммой единоразового штрафа за нарушение весового контроля в 2019 г. назвали 150 тыс. руб., именно такую сумму чаще всего получает 52% опрошенных перевозчиков, 15% определили сумму 150–250 тыс. руб., еще 15% – 250–300 тыс. руб., 9% – 300–400 тыс. руб. и оставшиеся 9% – более 400 тыс. руб.

72% компаний получают штрафы за перегруз даже при загрузке транспортных средств по норме, ввиду неправильного проведения весового контроля.

37% штрафов за перегруз при перевозке по норме компании получают на передвижных пунктах, весового контроля, которые, согласно заявлению руководителя ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, зачастую установлены на обочинах и в карманах, где весы установлены на плохо подготовленных площадках, что сказывается на точности измерения. 28% штрафов поступают с автоматических пунктов весового контроля, 19% – с автоматизированных и 16% – со стационарных.

Подавляющему большинству компаний – около 84% – не удается обжаловать штрафы за перегруз автомобиля в случае загрузки по норме. В первую очередь – это компании с небольшим количеством транспортных средств и, соответственно, небольшим штатом сотрудников, где не предусмотрена должность штатного юриста. Именно незнание законодательства, неумение обжаловать и обосновывать правомерность своих действий является сегодня одной из главных проблем для малого бизнеса в сфере грузовых перевозок. Поэтому выглядит вполне закономерно, когда 66% компаний получают предложение решить вопрос перегруза нелегальными методами, отметили на круглом столе «Ключевые проблемы транспортного бизнеса».

Было отмечено, что 81,3% грузоперевозчиков считают, что грузополучатель должен нести равную ответственность за перегруз, как и перевозчик. Были названы основные способы снизить напряженность по оплате штрафов за перегруз, среди них освобождение от административной ответственности при незначительном нарушении, снижение административного штрафа и рассрочка по уплате штрафа.

Вместе с тем приводилась и такая статистика, поскольку автоперевозчики чаще всего в одиночку вынуждены искать выход из логических тупиков: 37% компаний недогружают транспорт на 20% и более, чтобы избежать штрафов за перегруз, при этом 22% перевозчиков вообще никак не контролирует вес груза, 21,5% используют собственные весы на предприятии, чтобы контролировать вес загружаемого груза, а 19,5% использует датчики нагрузки на ось.

Если кратко резюмировать, то глобальные проблемы автоперевозчиков на внутрироссийских рейсах – это холостые перепробеги транспорта, часто воздух в кузовах, фатальная лавина штрафов, больше напоминающая штормящее море коррупции – волна набегает одна за другою…

По итогам круглого стола создана постоянно действующая рабочая группа по защите прав перевозчиков и взаимодействию с органами государственной власти, которая будет функционировать при представительстве ассоциации «Грузавтотранс» в Москве и Московской области.

Роман МУРАШОВ