HEAT – Гамбургский электрический автономный транспорт, уникальный транспортный проект, направленный на интеграцию автономного маршрутного пассажирского сообщения в уличное движение Гамбурга.


В салоне автономного пассажирского шаттла HEAT с электроприводом могут разместиться до 16 пассажиров, он имеет длину пять метров и вес чуть менее трех тонн. Внутри электробуса две скамьи – на каждой четыре места, и одна – дополнительная складная скамья, он также оснащен рампой, обеспечивающей легкий доступ маломобильных пассажиров.

Hafen-city (город-порт, в пер. с немецкого) – это суперсовременный район Гамбурга площадью 155 Га, который строится на территории бывшего гамбургского порта, расположенного на реке Эльба на острове Грасбрук.

Hafen-City Hamburg – это долгосрочный архитектурный проект возрождения дружественных человеку городов, в котором район Grosser Grasbrook воплощает в себе последние инженерные мысли о современном представлении жизни в городе. Он отличается от других шести районов Гамбурга тем, что на первичном этапе проектирования зданий и сооружений предусматриваются «умные» энергетические технологии, основанные на использовании возобновляемых энергоресурсов.

Основным техническим подрядчиком автономного шаттла выступает компания IAV Automotive Engineering – она разработала и изготовила непосредственно шаттл HEAT, она же будет заниматься и его техническим обслуживанием. IAV работает над автономными технологиями общественного транспорта с 1995 г.

В роли партнеров проекта выступает также ряд крупных компаний, среди которых крупнейший немецкий транспортный оператор Hamburger Hochbahn AG (HOCHBAHN). Основанная в 1911 г., Hochbahn AG перевозит более 1,2 миллионов пассажиров в день, является одной из крупнейших компаний общественного транспорта в Германии и основным поставщиком услуг в Гамбургской транспортной ассоциации (HVV).

В роли другого важного партнера выступает подразделение транспорта Siemens AG, которое оказывает помощь проекту HEAT в разработке и развитии придорожной инфраструктуры и технического центра управления.

В проекте также принимает участие Германский Институт защиты климата, энергетики и мобильности (IKEM). В проекте IKEM изучит опыт транспортных операторов и связанные с задачей бизнес-модели. Одной из основных разработок института является тема автономного вождения.

По мнению участников проекта, сейчас настала пора автомобилистам пересаживаться из дорогих и неэкологичных машин на оптимальный общественный транспорт нового поколения. Проблема только в том, что современный общественный транспорт малопривлекателен для автомобилистов со стажем. Автономному шаттлу предстоит примерить на себе роль ключевой модели нового поколения пассажирских ТС, которые способны мотивировать автомобилистов пользоваться услугами общественного транспорта, благодаря своей неординарности, дешевизне и исключительной новизне.

Основная амбициозная цель проекта HEAT заключается в подтверждении возможности безопасного введения пассажирских ТС с автономным управлением в уличное движение, а также в систему общественного транспорта мегаполиса. HEAT предназначен для дополнения, а не замены существующих автобусных линий и других видов транспорта, доступных в Гамбурге. Ожидается, что эксплуатация шаттла будет ненавязчивой и беспрепятственной для других ТС.

Для того чтобы это стало реальностью, Немецкий аэрокосмический центр изучит потребности пользователей в системе HEAT, а также взаимодействие транспортных средств и пешеходов с шаттлами на всех этапах проекта. 

Шаттл HEAT прошел часть испытаний в реальных условиях на дорогах и улицах и доказал, что способен к автономной езде со скоростью до 50 км/ч на территории крупных городов. Во время испытаний применялся поэтапный подход – вначале электробус курсировал по определенному выделенному маршруту без пассажиров в сопровождении профессионального оператора, который при необходимости мог немедленно взять управление на себя.

Для автономного передвижения электрошаттл оборудован камерами, звуковым радаром и лазерным лидаром (LiDAR), а также дополнительной интеллектуальной инфраструктурой по всему маршруту, включая датчики и цифровую систему связи, чтобы поддерживать транспортное средство в постоянной цифровой связи как с окружающей средой, так и с центральным контрольным центром HOCHBAHN. Программное обеспечение предусматривает цифровую геолокацию и точные электронные карты.

Таким образом, центр управления HOCHBAHN может постоянно следить за ходом движения шаттла и отправлять дистанционные команды в зависимости от конкретной дорожной ситуации. В целом, система HEAT, состоящая из транспортного средства, придорожной инфраструктуры и центра управления, обеспечивает высокую степень безопасности и доступность автономной работы.

Аккумуляторы HEAT  будет подзаряжать на специальных быстрых зарядных станциях, изготовленных известным шведским поставщиком энергорешений Vattenfall, которые будут располагаться параллельно маршруту в HafenCity.

В настоящее время в Германии и еще 16 странах  разворачивается еще один подобный международный проект под названием EasyMile EZ10, где в роли разработчика выступает компания Ligier. В пробной эксплуатации в г. Вустерхаузене сейчас находится автономный  электрический шаттл, развивающий в автономном режиме максимальную скорость до 15 км/ч. Но в отличии от EasyMile EZ10 гамбургский шаттл HEAT испытан, как написано в отчете производителей «в реальных условиях на дорогах общего пользования», и поэтому он может ездить с максимальной скоростью до 50 км / ч.

Ожидается, что ко времени открытия Всемирного конгресса ITS в Гамбурге в октябре 2021 г. маршрут HEAT должен заработать в соответствии со всеми спецификациями правил автономного транспорта SAE уровня «4». Создатели утверждают, что результате совместных усилий у них получился настоящий автономный «HEAT».

Юрий ЛЕБЕДЕВ