Два глобальных поставщика компонентов для автомобильного транспорта Cummins и ZF Friedrichstrafen считают, что строить современную экономическую необходимо опираясь на потребителей коммерческого транспорта.


Компания Cummins не желает отставать от общей перспективной водородной тенденции в современном автомобилестроении. Доказательством является построенный этим производителем двигателей концептуальный грузовик класса 8 с дневной кабиной и гибридной силовой установкой на водородных топливных элементах и дополнительных аккумуляторах. Машина была представлена в октябре 2019 г. на североамериканской выставке коммерческих автомобилей the North American Commercial Vehicle Show 2019.

Теперь Cummins присоединился к ведущим производителям оборудования, активно наращивающих свои усилия в области разработок водородных топливных элементов для коммерческих ТС. С самого основания в 1919 году компания всегда стремилась найти применение любой технологии для эффективной работы коммерческих транспортных средств. Столетие назад дизельные двигатели были зарождающейся технологией, обещавшей большие перспективы для транспортной отрасли. А сегодня уже электрические грузовики с аккумуляторными батареями и водородными топливными элементами делают свои первые километры, чтобы завтра стать основой грузоперевозок будущего.

По заявлению компании, этот концепт олицетворяет собой новую стратегию Cummins по предоставлению потребителям транспортных средств с широким спектром вариантов энергоснабжения – от дизельных, газовых и гибридов до электрифицированных ТС и решений на водородных топливных элементах.

Концепт представляет собой лабораторию для получения ценной технической информации. Не создав концепта сегодня, невозможно будет создать серийный автомобиль в будущем. Базовая модель грузовика будет оснащаться топливными элементами общей мощностью 90 кВт. По замыслу конструкторов система топливных элементов является масштабируемой, чтобы соответствовать широкому диапазону требований. При необходимости можно будет скомпоновать несколько наиболее оптимальных версий в диапазоне от 30 до 180 кВт в дополнение ионно-литиевой батарее мощностью 100 кВт-ч.

Эти комбинированные установки позволяют концептуальному грузовику преодолевать расстояния в диапазоне от 150 до 250 миль до следующей зарядки водородом. Дальность действия может быть расширена за счет добавления дополнительных резервуаров с водородом и увеличения в них давления. Кроме этого, увеличить пробег возможно за счет добавления дополнительных топливных элементов.

Концепт с нулевым уровнем выбросов – это тяжелый седельный тягач класса 8 с колесной формулой 6x4 и широким спектром профессиональных применений, включая региональные и портовые перевозки, а также городская транспортировка. Тягач оснащен инновационным видом топливных элементов с протонообменной мембраной (PEM), которые эффективнее других решений преобразуют водород в электричество. В грузовике предусмотрен емкий аккумулятор, который является и приемником энергии от водородных элементов, и самостоятельным источником питания электродвигателей.

Одно то, что крупный поставщик двигателей и компонентов - Cummins выставил на одной из главных коммерческих площадок США именно водородный автомобиль, говорит о все возрастающей популярности водорода, как источника альтернативной энергии для коммерческих ТС.

Немецкий поставщик компонентов ZF Friedrichstrafen инвестирует почти 14 млрд долларов в разработки, связанные с автономией и мобильностью коммерческих транспортных средств.

В частности, ZF уже сотрудничает с Daimler Trucks North America. Результатом их совместной работы стал выпуск осей с электроприводом AxTrax для электрического грузовика Freightliner eCascadia.

В рамках этой стратегии компания также разрабатывает новую 8-ступенчатую автоматическую коробку передач ZF PowerLine для грузовиков средней грузоподъемности. Коробка ZF PowerLine будет доступна для потребителей в начале 2021 г.

Планы, касающиеся приобретения основных активов другого известного поставщика компонентов Wabco, говорят о том, что ZF сейчас в большей степени ориентирована на рынок коммерческих автомобилей, как самый перспективный в автомобильной отрасли. Приобретение Wabco и другие инвестиции помогут ZF внедрить в коммерческий транспорт систему автоматизированной помощи водителю ADAS и технологию автономного вождения. Бизнес-портфель компании, ориентированный в большей степени на коммерческий транспорт, обеспечит значительные экономические стимулы для продвижения новейших коммерческих технологий.

В настоящее время ZF планирует ассигновать часть своих средств на разработку сегмента массового пассажирского транспорта, что является хорошей возможностью для прибыльных вложений.

По оценкам компании, средняя сумма убытков от аварии, связанной с выездом из занимаемой полосы движения, составляет около 53 тыс. долларов США. По статистике, непреднамеренные выезды со своей полосы составляют около 32 % от общего числа аварий всех коммерческих автомобилей. Это экономически обосновывает внедрение автоматизированных систем помощи водителю (ZTraX, OnTraX), которые контролируют полосу движения, предупреждают водителя и автоматически притормаживают в случае возникновения опасности столкновения.


Александр РОЖКОВ