Здесь может быть ваша реклама

Представители автотранспортной отрасли США считают обучение водителей грузовиков важным шагом для процесса внедрения технологий предотвращения столкновений.

Специальное обучение может помочь водителям ознакомиться с новыми технологиями и скорректировать неправильные привычки вождения, приобретенные за годы профессиональной деятельности.


В 2017 г. в результате ДТП в США погибли более 37 тысяч человек. Системы предотвращения столкновений, такие как автоматическое аварийное торможение и системы обнаружения слепых зон, могут критически предотвратить аварии со смертельным исходом.

Компания Sentinel, специализирующаяся на транспортировке нефти, начала устанавливать системы предупреждения о столкновении на свои грузовики в 2004 г. К концу 2018 г. 88% машин автопарка были оснащены различными разновидностями таких систем. Но руководство компании отметило, что данная технология подходит далеко не всем транспортным средствам Sentinel. В основном это тягачи, которым приходится часто  ездить по бездорожью на низких скоростях.

Тем не менее, внедрение технологии предотвращения столкновений может помочь водителям чувствовать себя более комфортно. Perfect Transportation является дочерней компанией Perfect Pallets, которая специализируется на перевозке печатных материалов. Парк компании применяет камеры для внутреннего контроля и круиз-контроль с 2014 г. Конечно, эти системы можно сравнить с обоюдоострым лезвием для водителей. С одной стороны, водители положительно относятся к грузовикам, оснащенным по последнему слову техники, но так как любая технология требует адаптации, то им зачастую требуется много времени, чтобы научиться распознавать различные незнакомые предупредительные сигналы и правильно реагировать на них.

NTSB призвал Национальное управление по безопасности на трассах  потребовать от производителей обязательной установки систем предотвращения столкновений на грузовых транспортных средствах.

В Американской ассоциации грузоперевозок сообщили, что две новые технологии, система мониторинга камерами и адаптивный дальний свет признаны перевозчиками как самые многообещающие в деле профилактики ДТП. Камеры, вместо зеркал, улучшают видимость водителя в ночное время и могут помочь при маневрировании в слепых зонах. Адаптивный дальний свет уменьшает блики и предотвращает ослепление встречных ТС. В итоге Ассоциация поддержала введение систем автоматического экстренного торможения для всех транспортных средств в обязательном порядке.

Компания Preco Electronics объявила, что новая система предварительного обзора PreView Side Defender II для грузовых автомобилей теперь в дополнении к функции контроля занимаемой полосы будет обеспечивать также обнаружение объектов в слепых зонах при помощи сверхчувствительного радара.

Side Defender II активно контролирует мертвую зону, обнаруживая движущихся уязвимых участников дорожного движения, игнорируя при этом неподвижные стационарные объекты. Как составная часть системы Side Defender, которую можно обновлять, новый внутрикабинный дисплей обеспечивает водителю интуитивно понятные звуковые и визуальные оповещения.

 

Системы предотвращения столкновений для грузовых автомобилей предлагают улучшенные функции безопасности, демонстрируют гораздо меньше ложных срабатываний и создают основу для увеличения автономных возможностей. В самом начале их внедрения, специалисты регистрировали много ложных положительных результатов и ненужного экстренного торможения. Но продукты для  предотвращения столкновений, предлагаемые такими производителями, как Bendix Commercial Vehicle Systems, Wabco и Daimler Trucks North America, показывают в последнее время тенденцию к значительному улучшению. Теперь, когда многие из них являются доступными, американские автопарки не хотят отказываться от них: никому не хочется объяснять присяжным заседателям в суде, почему они не установили систему, которая могла бы предотвратить ДТП, говорят эксперты из транспортных компаний. Установка автоматических систем экстренного торможения на всех грузовиках с полной массой более 4,5 т ожидаемо предотвратит более 5 тыс. столкновений, около 3 тыс. травм и более полусотни смертей ежегодно.

Volvo Trucks стал первым производителем на североамериканском рынке, который ввел систему предотвращения столкновений Bendix Wingman Fusion в стандартное оснащение для своих дальнобойных моделей, интегрировав ее в комплекс базовых функций Volvo Active Driver Assist. Единственный звонок о ложном срабатывани был всего от одного дилера: в данном случае радар просто было необходимо откалибровать. С введением цифровых камер ошибки почти полностью исчезли.

Компания Volvo также добавила радар с правой стороны для слепых зон и сейчас вводит распознавание дорожных знаков, что предупредит водителя, если грузовик движется быстрее установленного ограничения скорости. Если превышение дойдет до 20 км/ч, грузовик автоматически начнет притормаживать. Эта функция стала доступна в конце 2018 г.

Bendix сейчас предлагает свой новый продукт Wingman Advanced, который оснащен радаром. В числе функций адаптивный круиз-контроль и экстренное торможение. Система Wingman Fusion включает в себя еще и камеру, работающую в паре с радаром. Поскольку система в состоянии определять характер препятствия заранее, она в состоянии остановить грузовик на скорости 35 миль/ч (56,33 км/ч) по сравнению с технологией Wingman Advanced, у который этот показатель равен 25 миль/ч.

Добавление камеры также уменьшило количество ложных срабатываний. Коэффициент надежности в 2018 г. составил 4:1 в пользу технологии Wingman Fusion, а не Wingman Advanced.

По статистике Bendix, после введения систем предотвращения столкновений количество аварий при движении машин задним ходом снизилось в диапазоне на 70-90 %.

 

В частности, не всегда эффективны

По крайней мере около одного процента пользователей столкнулись с проблемами, вынудившими их установить на грузовики дополнительную защиту бамперов из-за столкновений с животными, в частности, с оленями. Эти столкновения стали причиной значительного материального ущерба, а в одном случае сильно пострадал водитель. Владельцы техники не смогли найти у производителей ни одной приемлемой комбинации системы предотвращения столкновений и защиты бампера, которая была бы  эффективна при такого рода авариях. После двух лет использования систем предотвращения компания демонтировала их с грузовиков и установила систему обзорных камер и защиту для бамперов на всех своих 160 машинах. За прошедшие с этой модернизации полгода грузовики больше не сбивали животных.

 

Другие разработки

Wabco считает, что правильная установка и соблюдение технологий монтажа являются ключевыми факторами для надлежащей работы подобных систем. Компания Wabco впервые запустила свою систему OnGuard с функцией активного торможения более десяти лет назад – в декабре 2007 г. Сейчас система включает в себя дополнительный радар на 77 ГГц. Система Wabco может экстренно остановить грузовик, двигающийся со скоростью 25 миль в час (40,23 км), а модернизированная версия в состоянии сделать это при скорости 35 миль (56,33 км). Wabco добавит камеру, которая еще больше расширит возможности замедления с 50 миль до нуля. Эта новая система получила название OnGuardMAX и будет доступна на рынке в начале 2020 г.

Компания Wabco также вносит другие дополнения в линейку своей продукции: в Европе и США готовится к запуску инновационный продукт TailGuard, в котором присутствует функция экстренного торможения для заднего хода.

Радарные датчики и лидарные системы будут использоваться и в другом продукте компании OnCity, которая главным образом нацелена на решение проблем вождения в городской среде. OnCity оказывает помощь при сложных маневрах и поворотах на узких городских магистралях, а также автоматически останавливает автомобиль в экстренных ситуациях. Акцент в данной системе делается на низкие скорости и крутые повороты, чтобы предотвратить несчастные случаи с пешеходами. Другая система ADOPT от Wabco проходит испытания в Китае и будет окружать грузовой автомобиль и прицеп с помощью радиолокационных камер.

Из производителей грузовых ТС только подразделение грузовых автомобилей Даймлер в Северной Америке (DTNA) выпускает собственную запатентованную систему активной безопасности. Система предотвращения аварий Detroit Assurance 4.0 компании DTNA имеет высокий потребительский рейтинг – выше 74 %.

В новых грузовиках Freightliner Cascadia эта система является стандартной опцией. Detroit Assurance 4.0 может отслеживать до 40 объектов одновременно на расстоянии около 300 м от грузовика и определять шесть наиболее потенциально опасных объектов. Видеоустройство системы обновляет вычисления 200 раз в секунду. Система может обнаруживать движущихся пешеходов и тормозить на скорости 25 миль в час. Функция круиз-контроль предустановлена на постоянную поддержку периода разделения дистанции в 3,6 с, но это значение можно перепрограммировать. Визуальные оповещения на дисплее будут появляться, если водитель едет слишком близко по отношению к впереди идущему ТС.

В грузовиках Navistar стандартным предложением является система Wingman Advanced от Bendix. Но только 10% клиентов выбирают этот вариант. Еще 40 % выбирают систему Wingman Fusion, 20 % предпочитают Wabco OnGuard. Остальные скептически относятся к профилактическим функциям.

Алексанр РОЖКОВ