Еще совсем недавно многие перевозчики выражали скептицизм по поводу замены традиционных зеркал системами цифровых камер и мониторов.


Конечно, привычные стеклянные зеркала работают на машинах с самого начала автомобилестроения и сегодня невозможно представить себе какую-либо другую систему безопасности грузовика, на надежность которой водители полагались бы в большей степени.

Тем не менее, на зеркалах так же имеются области с недостаточной видимостью, но водители привыкли компенсировать этот недостаток путем проверки слепых зон дополнительным взглядом. Многие грузовики оснащены установленными на крыле дополнительными зеркалами (их еще называют «стикерами»), которые восполняют пробелы видимости, и ценятся опытными водителями. Некоторым водителям тягачей привыкнуть к взаимодействию с зеркалами было почти так же сложно, как научиться переключать несинхронизированную трансмиссию - требуется время, чтобы мысленно компенсировать недостаток глубины пространства и точно уяснить, где проходит граница трейлера относительно определенной точки на изображении, отраженном в зеркале.

При маневрах на крутых поворотах задняя часть прицепа может полностью исчезнуть из поля зрения, что заставляет водителя компенсировать обзор, наклоняясь вперед при каждом повороте. В этом случае помогают специальные выпуклые зеркала меньшего размера. Однако изображение, отражаемое выпуклым «рыбьим глазом», искажается, а расстояние между объектами сильно сжимается. Тем не менее, водители учатся компенсировать этот недостаток и обычно безопасно ориентируются в самых трудных ситуациях.

Безусловно, переход на новую бесзеркальную технологию создает определенные трудности. Для понимания сути проблемы за основу был взят опыт использования системы камер и мониторов MirrorEye от производителя Stoneridge.

Для ознакомления с MirrorEye system компания Stoneridge в середине октября провела брифинг, на котором предложили опытным водителям самостоятельно в продолжительном режиме опробовать систему камер и мониторов MirrorEye. В настоящее время Stoneridge установила свои системы MirrorEye в 14 североамериканских автопарках на территориях США и Канады. Оценочные испытания, суммарно набравшие по километражу 5 миллионов миль (более 8 млн км), показали при использовании системы электронных зеркал нулевую аварийность. Никто из водителей не захотел возвращаться к обычным зеркалам после того, как поездили с электронными.

 

Вождение с MirrorEye

MirrorEye состоит из двух камер высокой четкости (HD), установленных сбоку на  крыше кабины. Эти камеры заменяют наружные зеркала и соответствуют всем стандартам безопасности. Водитель может просматривать изображения с камеры в режиме реального времени на HD-мониторе с разделенным экраном, который установлен на передней  (оконной) стойке кабины, что обеспечивает наилучший обзор рядом с транспортным средством, так и под углом к задней части автомобиля. Пользователь системы MirrorEye может видеть больше, чем при использовании обычных зеркал, поскольку камеры охватывают более широкий диапазон пространства, а также показывают слепые зоны.

 

Привычка и реальность

Монитор установлен на передней стойке, менее чем на расстоянии вытянутой руки от глаз водителя. По мнению испытателей это удобно, но мышечная память, выработанная за долгие годы использования обычных зеркал, заставляет искать зеркало в первую очередь, там, где оно обычно находится. К этому факту нужно привыкать. И это одна из главных проблем. За долгие годы привычка водителя смотреть в зеркало за пределы кабины отвлекает внимание и раздражает. Однако преимущество положения монитора на передней стойке заключается в устранении боковой слепой зоны, MirrorEye решает эту проблему.

Еще по словам испытателей, вид на мониторе несколько отличается от изображения в зеркале. Например, некоторые объекты выглядя крупнее, чем в зеркале. В обычном зеркале объекты кажутся гораздо ближе из-за отображаемых размеров и законов геометрической перспективы. MirrorEye устраняет это несоответствие с помощью трех четко видимых горизонтальных цветных линий на мониторе. Красная линия, располагающаяся примерно на середине экрана, показывает заднюю границу 16-метрового (53 фута) прицепа плюс 1,22 м. Желтая линия, находящаяся немного выше красной, показывает границу 12-метрового удаления от конечной точки прицепа сзади. Зеленая линия показывает удаленность на 24,38 метра от задней границы трейлера. Эта цветная маркировка мгновенно снимала любые сомнения испытателей относительно задней границы автопоезда по отношению к остальным объектам на дороге.

Другая особенность электронных зеркал, к которой нужно привыкнуть, – это поле зрения. У монитора оно гораздо шире, чем у традиционного зеркала, поэтому на цифровом изображении вмещается больше объектов. Испытатели отметили, что данный факт положительно сказывается на восприятии, так как значительно расширяется видимость. Не нужно наклоняться вперед как при обычном зеркале, потому что приближение к монитору никак не влияет на то, что вы видите. Водитель может также получить дополнительные преимущества обзора и панорамировать картинку с помощью поворотного рычага системы, находящегося на приборной панели.

Картинка также следует за прицепом во время поворота. MirrorEye предусматривает функцию отслеживания, которая панорамирует вид, чтобы при любом повороте было видно заднюю часть прицепа. Колеса прицепа всегда показываются на мониторе во время поворота и не пропадают, как в обычном зеркале.

 

Ночная видимость

Изображение на мониторе ночью не оптическое, а инфракрасное. По мнению испытателей, оно было фантастически четким и высоко информативным. Белая разметка на дороге изображалась также ярко, как и днем. И самым большим преимуществом было отсутствие бликов и ослепления от фар обгоняющих автомобилей. Горящие фары отображаются на мониторе в виде белых кружков или квадратов. Совершенно отсутствуют блики и засвеченные пространства, и это большой прогресс, влияющий на безопасность.

По мнению испытателей, в целом Stoneridge справилась с калибровкой яркости мониторов. Днем изображение было предельно натуральным, таким же по яркости, как и окружение. Ночью же оно не резало глаза, и в тоже время не было тусклым и трудным для восприятия. Фактически, дневное изображение было почти таким же, как в традиционном зеркале, а ночное изображение намного лучше, по сравнению с традиционными зеркалами. Солнечный свет, попадающий в камеру сзади, производил небольшой эффект радуги, но электроника подавляла прямое попадание солнечных лучей примерно на 90%. Изображение на мониторе после попадания прямых лучей оставалось таким же четким, но с умеренной белой засветкой, где изображение солнечного шара сопровождалось минимальными красными и зелеными размытыми полосами.

Был один негативный момент, отмеченный одним испытателем. При низком расположении солнца монитор в кабине был на непродолжительное время ослеплен бликами, как на экране ноутбука при ярком солнце. Это была единственная заявленная проблема.

 

Монитор нижней части

В системе имеется еще один дополнительный монитор, расположенный справа. Stoneridge называет его «монитором, смотрящим вниз». Его камера сфокусирована на правой стороне тягача и покрывает область от ведущих колес до переднего бампера. В тестовом грузовике этот монитор был расположен в центре верхней части ветрового стекла. Наблюдателями отмечалось, что нет никаких формальных причин для его установки. Просто небольшое количество водителей выразили индивидуальное желание видеть эту зону. Камера «вниз», безусловно, является дополнительным эффективным средством для обеспечения четкого обзора традиционной слепой зоны, но у опытных водителей есть свои проверенные способы справиться с этой слепой зоной с помощью обычного зеркала.

 

Перспективы

Теперь остается только следить за тем, как будут развиваться нормативные документы и юридические требования для подобных бесзеркальных систем.

Следует подчеркнуть, что компания Stoneridge подняла планку качества и эффективности довольно высоко. И большинство испытателей отметили, что готовы полностью перейти на электронику. А водителям-новичкам, тем, кто еще не приобрел традиционные «зеркальные» условные рефлексы и мышечную память, будет еще легче приспособиться к бесзеркальному вождению.

Александр ВАДИМОВ