Австрийский производитель сельскохозяйственной техники STEYR представил в начале ноября в Ганновере свою концепцию гибридного трактора, который, так и назвали – Konzept.

Целью создателей было объединение инновационных технологий в уникальный, надежный, экологичный и цельный рабочий механизм. Колеса трактора приводит в движение модульный гибридный агрегат, который состоит из высокоэффективного дизельного двигателя, генератора и сети  электродвигателей с индивидуальным управлением каждым. Трактор был спроектирован в конструкторском Центре CNH Industrial, который одновременно вел несколько концептуальных проектов, включая фронтальный погрузчик с метановым двигателем, дебютировавший в начале уходящего года на Bauma 2019.

Команды инженеров CNH Industrial STEYR и родственного бренда FPT Industrial объединились, чтобы совместно разработать силовой агрегат для Konzept. В результате этого сотрудничества была создана совершенно новая гибридная технология, обладающая преимуществами в производительности и экономичности по сравнению с имеющимися на рынке экземплярами.

Обычно для серийных образцов подобного типа используется 6-цилиндровый двигатель, но для Konzept инженеры FPT решили применить двигатель поменьше, чтобы уменьшить расход топлива и снизить выбросы. Выбор пал на компактный 4-цилиндровый дизельный двигатель NEF45 4.5 L, развивающий 150 кВт пиковой мощности без гибридной технологии. А благодаря гибридной связке NEF45 с электромоторами, создателям удалось добиться повышения общей мощности до 250 кВт. Дизелю отдали роль генератора электроэнергии и отсоединили его от колес. По этой причине он работает в оптимальном экологичном режиме только для зарядки аккумуляторов. Основная тяга обеспечивается независимыми электродвигателями, установленными непосредственно в ступицах каждого колеса.

Интеграция электродвигателей в колеса понизила общий центр тяжести трактора, улучшила устойчивость и маневренность за счет применения системы интеллектуального распознавания оптимального усилия, прилагаемого к каждому колесу. Система самостоятельно определяет и распределяет степень задействования каждого колеса в процессе работы и, в зависимости от ситуации, автоматически перераспределяет потоки мощности между колесами. Таким образом, на каждое колесо передается индивидуальный крутящий момент, благодаря чему происходит упрощение процесса управления для оператора, а также обеспечивается более плавный ход. Индивидуальная оптимизация уровня мощности обеспечивают постоянный контроль тяги, рекуперируют энергию при торможении и снижают износ тормозов и шин.

Управляемость концептуального трактора обеспечивается моментально доступным крутящим моментом с мгновенной реакцией транспортного средства, что идеально подходит для работы при быстро изменяющихся условиях работы, что важно для сельхозтехники.

Позаботились создатели и об операторах. Кабина застеклена так, что с любого положения можно получить беспрепятственный обзор рабочей площадки. На тракторе установлена система камер и мониторов, которая поможет увидеть то, что происходит внутри машины и что расположено за спиной оператора. Центральная аккумуляторная батарея отвечает за электрический форсаж, включая при необходимости дополнительную мощность, что улучшает динамику машины при выполнении тяжелых задач.

Поскольку механическая трансмиссия и гидравлические компоненты были исключены из конструкции, система позволяет использовать электрический бесступенчатый привод для оптимального распределения потоков энергии с уменьшенными потерями мощности. Соответственно, в конструкции использовано минимальное количество механических деталей, что способствует снижению потерь мощности, а также продлению срока службы узлов и агрегатов.  Отсюда уменьшение затрат на техническое обслуживание.

Электрифицированное дополнительное оборудование для выполнения сельскохозяйственных работ может получать питание от разъема высокого напряжения (700 В) или низкого напряжения (48 В).  Энергия аккумулятора также собирается и накапливается, когда трактор спускается со склона, а зарядку аккумуляторов можно производить через обычную розетку.

Аккумуляторная батарея трактора модульная, что, по заявлению FPT, является ключевым фактором, гарантирующим исключительную электрическую автономность во всех областях применения, и это должно сыграть решающую роль в будущей электрификации сельскохозяйственной техники.

STEYR Konzept создан для воплощения в жизнь идей и технологий точного земледелия. По задумкам разработчиков, в комплект гибридного трактора входит дрон, оснащенный датчиками, которые собирают многочисленные агрономические данные. Это могут быть сведения о параметрах и росте сельхозкультур, почве, ее химическом составе, спектральная аналитика и т.д.

Во время полевых работ дрон летит впереди трактора, передавая эти данные в реальном времени прямо в кабину оператору-агроному. Это означает, что параметры работы трактора могут быть моментально изменены в зависимости от полевых условий.

Мобильная цифровая ферма-офис позволяет агрономам осуществлять управление сельхозугодьями прямо из кабины благодаря интерактивному контрольному дисплею, располагающемуся в кабине справа. В свою очередь головной дисплей по центру лобового стекла воспроизводит все ключевые параметры, касающиеся внутренних узлов и механизмов трактора.

Трактор Konzept предлагает возможность движения в чистом электрическом режиме, при котором выхлопные газы и шум исключаются, что позволяет использовать вблизи животноводческих комплексов или в замкнутых пространствах. Заряда аккумулятора должно хватить, чтобы трактор мог работать в тяжелых условиях без дизельного топлива больше часа. Постоянная выходная мощность составляет 204 л.с., но она может быть увеличена для тяжелых заданий до 340 л.с. при задействовании комбинационного режима работы дизельного двигателя и аккумуляторных батарей.

К другим интересным особенностям машины относится интеллектуальное раздельное управление четырьмя колесами, поворот задних колес на 15 градусов и футуристический дизайн кабины. Электродвигатели STEYR Konzept объединены в единую сеть, чтобы обеспечить направление энергии точно туда, где это необходимо, а усиление электронного крутящего момента, питаемое от центральной батареи, обеспечивает дополнительную энергию при работе на пиковой мощности.

CNH Industrial утверждает, что в STEYR Konzept заложены основы дизайна всех сельхозмашин будущего. Инновационная архитектура Konzept открывает перед аграриями значительные преимущества.

Александр ВАДИМОВ