Как цифровизация государственных услуг в сфере автомобильного транспорта с помощью Автоматизированной системы «АС 220-ФЗ» повышает качество организации пассажирских автоперевозок? Этот аспект деятельности своего учреждения раскрыл для читателей журнала «Автоперевозчик. Спецтехника» генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Минтранса РФ Алексей Викторович Двойных.

 

 

- Алексей Викторович, какова основная деятельность вашего агентства.

- В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 20 июня 2018 г. N 237 "О наделении отдельными полномочиями федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" в целях осуществления функций по организации регулярных перевозок" наше Агентство проводит техническую работу по подготовке реестров остановочных пунктов и маршрутов регулярных межрегиональных перевозок.

В рамках данных полномочий Росавтотранс рассматривает заявления от перевозчиков и владельцев остановочных пунктов. А также выдает карты маршрутов и свидетельства.

 

- Большое хозяйство вызывает немало хлопот, очевидно?

- В настоящее время в реестр остановочных пунктов внесено более 3500 остановочных пунктов, из которых 641 автовокзалы и автостанции, 451 остановочный пункт на территории населенных пунктов, остальные – а это почти 2450 – находятся на дорогах общего пользования. В реестр регулярных маршрутов межрегиональных перевозок внесены более чем 4600 маршрутов. Каждый день в ФБУ «Росавтотранс» поступает от 30 до 50 заявлений на установление или изменение маршрутов. И только в 2019 году на установление или изменение маршрутов в ФБУ «Росавтотранс» поступило 8226 заявлений. А в настоящее время на рассмотрении находится 1090 заявлений, принято положительных решений 1346, отрицательных решений 1710, возращено заявителям для устранения неточностей и нарушений в оформлении документов 4080. На регистрацию остановочных пунктов поступило 871 заявление, из них принято положительных решений 654.

- 4080 заявлений на возврат – это почти половина из всех поступивших. В чем же основная причина?

- При подготовке заявлений в бумажном формате у перевозчиков возникают трудности с заполнением. Обязательным действием со стороны перевозчика является уточнение протяженности маршрута, состава автомобильных дорог и улиц в населенных пунктах - перевозчик должен указать их в строгом соответствии с постановлением региона. Проведение аналитической работы с имеющимся реестром для выявления пересечений расписания – это обязательные действия в рамках подготовки пакета документов на маршрут.

Законом и нормативными актами установлены четкие требования по заполнению заявлений, и ошибки, допускаемые перевозчиками, вызывают большое количество возвратов документов, как я уже сказал выше, почти 50% из поступивших.

Несоблюдение перевозчиками требований, предъявляемых законом и нормативными актами, влияет на большое количество возвратов поданных документов. А это, в свою очередь, влечет затягивание времени получения документов перевозчиками, и вполне естественно, что это вызывает их возмущения в адрес Агентства.

Установление и изменение регулярного межрегионального маршрута требуют от перевозчика проведения большой подготовительной работы. Сотрудники Росавтотранса максимально помогают, разъясняя в телефонном режиме порядок заполнения документов и подачи заявления.

Несмотря на то, что на сайте Росавтотранса подробно описывается порядок, размещены инструкции и формы заявлений, ответы на часто задаваемые вопросы, количество обращений перевозчиков в наше агентство превысило техническую возможность телефонных операторов. Участились жалобы от перевозчиков на невозможность дозвониться к нам.

Стало понятно, что действенным способом решения проблемы является автоматизация процессов рассмотрения заявлений. При этом и руководителями государства дано поручение по цифровизации всех отраслей экономики. Для автомобильного транспорта очень важно применение цифровых решений, поскольку автомобильный сегмент отличается от других видов транспорта большим количеством участников процесса. Это перевозчики, которые на предприятии имеют от одного до 500 автобусов; автовокзалы – современные - оборудованные по последним требованиям, и находящиеся в глубинке - с одним рейсом в день. Это огромная плотность маршрутной сети в центральном и южном регионах страны и почти полное ее отсутствие в некоторых районах крайнего севера.

- Алексей Викторович, много времени ушло на создание автоматизированной системы приема и обработки заявлений автоперевозчиков?

- Министерство транспорта, находясь на передовой позиции по внедрению цифровых технологий, предвидело большое количество обращений автоперевозчиков, которое с течением времени будет только нарастать. Предвидело, что потребуется оптимизация рабочих мест, сокращение затрат из Федерального бюджета и в 2016 году поручило ФБУ «Росавтотранс» максимально автоматизировать этот процесс и разработать программу по 220-фз. Росавтотранс создал прототип системы, провел его пилотную эксплуатацию, максимально вычистив от ошибок, устранив недостатки. В настоящее время мы констатируем, что Система создана и успешно используется.

- Автоперевозчики привыкают работать с автоматикой?

- Работа в Системе построена таким образом, что следуя пошаговой инструкции, пользователь через удобный и понятный интерфейс способен самостоятельно без ошибок составить заявление на оформление межрегиональных маршрутов и остановочных пунктов, а далее в реальном времени на всех этапах следить за рассмотрением и согласованием документов. Перевозчики и владельцы остановочных пунктов через личный кабинет производят все необходимые действия. Система с помощью заложенного в нее алгоритма мгновенно проверяет все вводимые данные и исключает неправильное заполнение форм. В программе реализован алгоритм проверки расписания движения маршрутных автобусов: она в автоматическом режиме обнаруживает пересечение по времени отправления на заявляемом маршруте и отображает на карте пересекающиеся маршруты, что ускоряет процесс принятия решения сотрудником, что ускоряет процесс рассмотрения заявлений. Эта процедура ранее была самой длительной при проверке документов. Запуск АС 220-ФЗ позволил убрать эту проблему и значительно ускорить процесс проверки документов. Электронный формат подачи заявлений имеет еще ряд ключевых преимуществ: - система реализована в виде web-приложения, что позволяет работать с ней из любой географической точки Российской Федерации; - сервис подготовки заявлений простой и понятный, он исключает грубые ошибки на этапе подготовки заявления; - все документы надежно хранятся в личном кабинете; -электронный формат подачи заявлений через данную программу экономит средства Федерального бюджета, поскольку практически отсутствуют затраты на предоставление государственной услуги; - отслеживание статуса документов происходит в онлайн-режиме.

- Уже все перевозчики освоили общение с электронной канцелярией Росавтотранса?

- К сожалению, на сегодняшний день в автоматизированной системе 220-ФЗ зарегистрировали личные кабинеты около 300 участников процесса из 2 000, которые значатся в реестре. Но заметна положительная тенденция. С начала 2020 года в Росавтотранс поступило 469 заявлений об установлении/изменении межрегиональных маршрутов, из них 177 поданы уже через личный кабинет, что составляет почти 40 %. Это как раз говорит о преимуществах применения АС 220-фз, которые мы упоминали выше, и показывает положительную оценку Системы непосредственными участниками процесса. Вот, например, при подаче документов в электронном виде пользователь получает подтверждение на второй-третий день, а при отправке документов на бумажном носителе - через 2-3 недели с момента поступления в Росавтотранс и до получения перевозчиком письма по почте. И это только первый этап в длинной цепочке рассмотрения документов.

При дальнейшей работе с документами в автоматизированной системе также экономится время за счет того, что все согласовательные процессы ведутся на единой платформе, полностью исключена почтовая пересылка и добавлены необходимые алгоритмы.

 

- Какими Вы видите перспективы развития электронной системы Росавтотранса?

- На сегодня в Системе реализован обмен информацией с Единой Государственной информационной системой обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Это необходимо контролирующим органам и силовым структурам для предотвращения различных внештатных ситуаций. Также информация из реестров отображается в автоматизированной системе управления транспортным комплексом. В планах – включение нашей программы в единый государственный электронный сервис Госуслуги.

Мы считаем, что АС 220-ФЗ может в перспективе способна стать платформой для формирования реестров маршрутов всех видов регулярных перевозок: международных, смежных межрегиональных перевозок, межмуниципальных и муниципальных.

Учитывая все преимущества, который дает Система «АС 220-ФЗ» пользователям, мы приглашаем всех перевозчиков и владельцев остановочных пунктов, а также представителей уполномоченных органов власти, как можно скорее стать ее участниками. На сайте ФБУ «Росавтотранс» можно ознакомиться с инструкцией по регистрации в Системе, и подробно описан процесс работы в программе.

- Алексей Викторович, в системе наверняка есть некоторые моменты, на которые перевозчикам необходимо обратить внимание.

- Да, в разделе маршруты у перевозчика имеется доступ к действующему реестру межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, который позволяет анализировать информацию обо всех маршрутах, зарегистрированных в реестре, выполнить выборку по маршрутам, зарегистрированным за определенным перевозчиком, по маршрутам, проходящим через тот или иной остановочный пункт или субъект Российской Федерации, проверить и сравнить расписания движения транспортных средств по конкретному маршруту. При анализе информации также есть возможность посмотреть сведения обо всех остановочных пунктах, включенных в реестр остановочных пунктов.

Программа делает наглядным весь процесс рассмотрения заявлений на маршруты: для примера в системе размещено заявление о регистрации нового маршрута с отображением сведений, согласно утвержденной форме заявления по 333 приказу Минтранса. Это позволяет избежать ошибок при оформлении заявлений, которые перевозчики допускают при подаче бумажных документов. Что, несомненно, ускоряет весь процесс.

Хочу так же отметить, что при формировании состава остановочных пунктов программа исключает возможность включения в маршрут тех остановочных пунктов, которые не зарегистрированы в реестре по межрегиональным маршрутам. Программа так же не позволяет ошибиться в расписании при обозначении времени отправления и прибытия рейсов и внесении габаритов и весовых параметров транспортных средств. Если сведения будут указаны некорректно, система не позволит сохранить и подписать такое заявление, а для удобства перевозчика неверно обозначенная область будет выделена красным шрифтом, чтобы он сразу видел, где требуются исправления.

Для перевозчика в системе реализованы вспомогательные подсказки, согласно действующей законодательной базы. Например, выбирая остановочный пункт, не соответствующий нормативно-правовым актам субъектов РФ в области эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры не предусмотренных для использования в качестве начального или конечного остановочного пункта на межрегиональных маршрутах, система автоматически выдаст предупреждение. Перевозчик в этом случае сможет заранее скорректировать состав остановочных пунктов по маршруту, что позволит избежать отрицательного решения по его заявлению.

Все предоставленные перевозчиком документы и история рассмотрения заявления хранятся в программе. Перевозчик может постоянно отслеживать ход рассмотрения его заявления, так как изменение статуса проверки отображается в реальном времени. В личном кабинете автоперевозчика отображаются все этапы обработки заявления: когда поступило на рассмотрение, когда принято в работу, когда утверждено, когда отклонено и почему.

Если в заявлении обнаружены несоответствия нормативным документам, перевозчику в раздел личного кабинета «документы» загружается письмо с указанием причин возврата, что позволяет оперативно внести корректировки в заявление и повторно направить документы на рассмотрение. Таким образом, перевозчик узнает о принятом решении намного раньше, чем получит информацию при пересылке бумажных документов.

- Перевозчик, в конечном итоге, работает для пассажиров. Будет какой-то маршрут неудобным, не станут им пассажиры пользоваться и придется уйти с него перевозчику. Эта Система как-то отражает интересы пользователей услуг автоперевозчиков – пассажиров?

- Возможность использования Автоматизированной системы 220-ФЗ предусмотрена не только для перевозчиков и владельцев объектов транспортной инфраструктуры, но и для пассажиров.

В информационном пространстве в настоящее время имеется много предложений по перевозке пассажиров, за которые интеграторы не несут никакой ответственности. В итоге в наш адрес поступает масса жалоб на некачественное предоставление услуг – это плохое состояние подвижного состава, неудовлетворительное обслуживание пассажиров, посадка-высадка в неустановленных местах. Анализ подобных обращений показывает, что в этих и подобных случаях услуги оказывались перевозчиками, нарушающими действующее законодательство РФ.

Поэтому на сайте Росавтотранс имеется реестр маршрутов, пользуясь которым пассажиры могут подобрать рейс через необходимые остановочные пункты, выбрать удобное время отправления транспортных средств тех перевозчиков, которые работают с соблюдением всех предъявляемых Законом требований. Это гарантирует получение безопасных и качественных услуг по перевозке пассажиров.