Первые «умные» весы уже начали охоту на фуры дальнобойщиков на трассах страны. Только в Татарстане в ближайшее время за весом грузовиков начнут следить почти полтора десятка автоматических систем, из них 10 – на региональных дорогах. Первая автоматическая система взвешивания грузовиков, «закатанная» в дорожное полотно, здесь может заработать уже до конца этого года.


Сегодня стационарный пост работает по следующему принципу: машина заезжает на планку для взвешивания, где есть видеокамера и светофор, при нарушении загорается красный свет. В случае превышения веса машина проезжает на контрольное взвешивание в состоянии покоя. При подтверждении данных выписывается штраф, машину отправляют на штрафстоянку, а водитель может задержаться в пути на неопределенное время. Задержка, бывает, доходит до двух-трех дней: как нам пояснили инспекторы, это время чаще всего уходит на согласование водителем оплаты штрафа с начальством.

Российское законодательство устанавливает для перемещающихся по дорогам страны грузовиков ограничение по массе – до 44 тонн. За превышение более чем на 2 процентов пойманных с поличным грузоотправителей Ространснадзор штрафует на сумму от 150 до 500 тысяч рублей.

Пока еще не ясно, из какого бюджета будет финансироваться проект, предусматривающий появление на трассах страны почти 400 таких комплексов ценой до 50 миллионов рублей каждый. С одной стороны, нововведение призвано заботится о безопасности движения, но автоперевозчики сомневаются в объективности результатов взвешивания.

Какие перспективы у внедрения «умных весов», к каким хитростям может быть придется прибегать автоперевозчикам, чтобы избежать штрафов, с какими сложностями придется столкнуться водителям при взвешивании? В попытке найти ответы на эти вопросы, мы обратились к нашим экспертам в области грузовых автоперевозок.

Виктория Роговенко, директор по перевозкам и эксплуатации транспорта компании Intertransavto (ITA):
- Для нашей компании автоматизация весового контроля не является новой инициативой. При осуществлении международных перевозок мы часто используем Республику Беларусь в качестве транзитной страны, где подобная идея возникла несколько лет назад. По состоянию на ноябрь 2018 года в стране работает уже 12 приборов производства австрийской компании Kislter, планируется ввести еще 127 датчиков на основных транзитных магистралях и вблизи главных международных пограничных пунктов пропуска, через которые проходят самые большие грузопотоки. Министерство транспорта фиксирует и анализирует данные, принимает меры по наказанию нарушителей.

Если говорить о России, то к сегодняшнему времени на федеральных трассах уже установлено 25 пунктов автоматического весового контроля, а к 2021 году их количество планируется увеличить до 400.

Специальные датчики, встроенные в дорожное полотно, определяют вес и габариты машины, после чего подается сигнал камере, которая фиксирует нарушения. В случае незначительного превышения на место выезжает мобильная бригада, которая останавливает автомобиль и осуществляют контрольное взвешивание. Благодаря такой системе все недобросовестные перевозчики несут ответственность за нарушение правил весогабаритного контроля.

Большим преимуществом АСВГК (автоматическая система весового и габаритного контроля) является экономия времени, так как все данные о массе транспортного средства считываются на ходу. В связи с этим сроки доставки грузов сокращаются, что является одной из самых приоритетных задач для любой транспортной компании. К недостаткам автоматической системы взвешивания можно отнести ее определенную погрешность. Сыпучие грузы, например, сдвигаются во время движения автомобиля, поэтому измерять нагрузку на ось в таком случае достаточно сложно.

Некоторые российские компании пытаются сократить свои расходы и осуществляют перевозки с существенным перегрузом. Чтобы не получать штрафы, они находят маршруты в объезд стационарных пунктов взвешивания, даже при условии, что продолжительность пути возрастает. Увеличение количества автоматических пунктов весового контроля в России поможет снизить уровень коррупции, уменьшить количество перегрузов, а в будущем и вовсе ликвидировать их, что в итоге снизит износ дорожного полотна. Также повсеместное внедрение автоматических весов поможет более точно отследить, по каким направлениям и какие перевозчики регулярно превышают допустимый вес.

Международные транспортные компании при въезде на территорию ЕАЭС могут оформить международный сертификат взвешивания грузовых транспортных средств (МСВТС) и следовать по оставшемуся пути без дополнительного контроля. Однако если груженая машина превышает нормы, допустимые в ЕАЭС, ей дается возможность привести нагрузки в соответствие нормам (перегрузиться или перераспределить груз по осям), в противном случае должен быть оформлен специальный документ, разрешающий следование с превышающей массой по территории Таможенного союза.

В зависимости от степени превышения весовых норм взимается плата за следование с превышением до конца маршрута. Получить его можно в Федеральном государственном учреждении «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства». Если его нет, то будет выписано постановление запрещающее дальнейшее движение. Для продолжения работы будет необходимо либо получить описанное выше разрешение, либо устранить выявленные нарушения.

Вадим Плотников, технический директор группы компаний AsstrA:

- К сожалению, при автоматическом контроле весогабаритных параметров транспортного средства (ТС) невозможно обжаловать штрафы. Мы столкнулись с подобной проблемой в Нижегородской области. Наша компания перевозит жидкий груз в цистернах, при движении центр тяжести в ТС неконтролируемо изменяется, соответственно, рассчитать и предвидеть превышение осевых нагрузок не представляется возможным. Единственный способ понять предельный вес жидкого груза в автоцистерне можно только путем проб и ошибок. После последнего штрафа мы снизили предельную загрузку цистерн на 15%, с тех пор штрафы больше не приходят. В итоге мы не смогли обжаловать ни одного штрафа за превышение нагрузок на оси. Суды не принимают во внимание никакие аргументы перевозчиков.

Если исходить из нашего практического опыта, то бороться с этим невозможно. Единственное, что можно делать – меньше загружать ТС, то есть оставлять запас на то, чтобы при изменении центра тяжести осевые нагрузки не показывали перегруз. Однако уменьшение загрузки снижает рентабельность перевозок у грузоотправителя.

- Сталкивалась ли ваша компания с ошибками прохождения весового контроля? Есть ли обходные пути в случае перегруза ТС? 

- Да, с подобной ситуацией мы сталкивались, но после нескольких судебных заседаний нам так и не удалось доказать, что это ошибка. Мы оплатили несколько штрафов, общая сумма которых составила около 800 тысяч рублей. Весы, которые мы считаем ошибочными нам приходится объезжать по другим маршрутам, на которых присутствуют стационарные посты весового контроля и нарушения на них не фиксируется. И, конечно, любые обходы сомнительных весов прибавляют и километраж, и время, которые не всегда готов оплатить заказчик.

Пока что в мониторинговом режиме на федеральных трассах страны работают 23 автоматические системы, и первые успехи налицо, пусть пока они и не оформились в реальные штрафные санкции: с начала 2016 года Росавтодором зафиксировано свыше 1 миллиона нарушений весовых параметров большегрузным автомобилями на федеральных трассах.

Ежемесячно фиксируется около 150 тысяч нарушений весогабаритных параметров грузовых автомобилей. Сегодня каждый третий грузовик нарушает норматив по массе. В среднем перегруз превышает нормативные параметры на 30 процентов, за год такие грузовики «привозят» ущерб государству на миллиарды рублей. Новая система должна делегировать эти полномочия неподкупной и бдительной электронике, которой уже не понадобится присутствие сотрудника ГИБДД, представителей Росавтодора или Ространснадзора. Допускается, что эту систему могут объединить с уже действующим «Платоном»: было бы целесообразно использовать технические средства «Платона» для весогабаритного контроля. Но пока этот вопрос – предмет исследований.

Как устроена новая система: вмонтированные в дорогу датчики и нависающая над ней рамка измерят вес и габариты автомобиля при скорости до 140 км/ч, в случае нарушения электроника сама сформирует штраф.

Внешне комплекс представляет собой две металлические пластины вдоль трассы и несколько линий удлиненных датчиков поперек дороги. Над проезжей частью возвышается металлическая опора с тремя камерами и двумя изогнутыми полукруглыми датчиками с постоянно включенными лампами. Этот механизм будет работать аналогично привычной системе контроля скоростного режима и формировать «письма счастья» теперь уже персонально для «тяжеловесов» на дорогах.

Роман МУРАШОВ