ТРАНСПОРТ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ В РАМКАХ ГРАНИЦ

 

В Минске прошла VIII сессия отраслевых Советов Координационного транспортного совещания (КТС) государств – участников СНГ. Обсуждены актуальные вопросы по снятию барьеров на пути движения товарных потоков.

 

 

 

КТС СНГ образовано в соответствии с Соглашением о принципах и условиях взаимоотношений в области транспорта от 30 декабря 1991 г. КТС состоит из министров транспорта и руководителей других органов государственного управления транспортом государств Содружества. Заседания проводятся раз в год.

 

Устойчивое развитие транспортной системы государств в содружестве во многом зависит от скоординированности действий. Рабочие заседания отраслевых Советов КТС СНГ как раз и являются дискуссионными площадками, на которых происходит обмен опытом, согласовывается вектор совместных планов и задач, формируются общие подходы на мировом рынке транспортных технологий и коммуникаций и во взаимоотношениях между собой.

 

Цифровая платформа

На совете по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту рассматривались вопросы повышения эффективности международных автоперевозок на пространстве СНГ. Особо были выделены аспекты Конвенции о договоре международной перевозки грузов автотранспортом (КДПГ) относительно электронных накладных.

– Наши страны не очень продвинулись по пути внедрения этой технологии, – обратил внимание директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ, заместитель председателя совета Алексей Бакирей. – Проблема касается не только СНГ, но и всех государств – участников Конвенции. С января текущего года Россия присоединилась к этому международному документу, предложила проработать на пространстве СНГ варианты реализации пилотных проектов, направленных на внедрение электронной накладной в международных автомобильных перевозках.

Приоритетным направлением сотрудничества в сфере транспорта на период до 2020 г. определено формирование среди участников СНГ согласованной политики в области транспортной безопасности. Акцент сделан на исполнении нормативных правовых актов в области защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, принятых на уровне правительств: соглашения об информационном взаимодействии, стратегии обеспечения безопасности при осуществлении перевозок в международном сообщении и др.

Заместитель председателя совета, начальник сектора транспортной безопасности Минтранса Беларуси Павел Бречко констатировал, что выполнение принятых решений продвигается слишком медленно. Это обусловлено проблемой определения органов государственной власти, ответственных за реализацию практических мер по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, и необходимостью корректировки национального законодательства в этой сфере.

В 2017–2018 гг. к соглашению об информационном взаимодействии в области транспортной безопасности в рамках СНГ помимо России и Беларуси присоединились Таджикистан и Армения. Приближается к ратификации этого документа Кыргызстан.

Актуальной темой повестки КТС стала цифровая трансформация транспортного комплекса – сквозные цифровые технологии и информационное обеспечение «бесшовных» мультимодальных перевозок, применение телематических технологий на транспортной инфраструктуре с использованием стандарта LPWAN и пр. Минтранс России в настоящее время формирует профильную подпрограмму принятой государственной программы развития цифровой экономики. В данном контексте видится интеграция цифровой платформы транспортного комплекса России с транспортными системами стран-партнеров, что поспособствует ускорению перехода на инновационные технологии цифровой экономики, реализации сквозных цифровых процессов на транспорте.

Также рассмотрены вопросы развития беспилотных транспортных систем, цифровых аэронавигационных сервисов, прослеживаемости грузов с использованием электронной навигационной пломбы.

 

Обучение без границ

На прошлогодней Транспортной неделе в Москве было поддержано предложение о создании сетевого университета по транспорту стран СНГ. На заседании профильного совета КТС рассматривались возможности унификации транспортных специальностей и направлений.

– Если мы хотим эффективно взаимодействовать, то, прежде всего, должны начать с единых обучающих программ, единых специальностей и направлений, а также единых требований, предъявляемых к абитуриентам, независимо от того, гражданами какой страны СНГ они являются. В рамках деятельности совета будут пересмотрены условия, на которых происходит прием в наши вузы, и там, где возможна корректировка на уровне отраслевого образования, условия поступления в вузы будут максимально уравнены, – обратил внимание коллег председатель совета, ректор Российского университет транспорта (МИИТ) Борис Левин.

Не менее важный вопрос – трудоустройство выпускников. В рамках интеграционного объединения обсуждается предоставление молодым специалистам возможности работать в странах-партнерах независимо от государства прохождения обучения. Борис Левин считает, что для создания транспортной системы без границ необходимо взаимодействие профильных вузов. «Такой подход должен быть принят транспортными компаниями СНГ и включаться в формирование кадровой траектории будущего специалиста и руководителя», – считает он.

Подводя итоги работы отраслевых Советов КТС СНГ на минской площадке статс-секретарь, заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов сказал:

– Мы обеспечиваем необходимость перемещения пассажиров и грузов. По сути, транспорт не может существовать в рамках одного государства, для него не существует границ как таковых, и это – обязательное условие осуществления нашей деятельности во благо стран и народов.

 

Алесь МАРКОВ