Динамика импортируемых в Россию телескопических погрузчиков продолжает стабильно тянуться вверх. Пожалуй, это единственный сегмент ввозимой спецтехники, где потери были наименьшими, а восстановление продаж пошло лучше, чем в других группах колесных и гусеничных машин…


Все выше, выше и выше
При детальном анализе можно сделать вывод, что российский рынок телескопических погрузчиков в штормящей экономике оказался самым стойким. Нынешняя статистика начинает радовать: в предшествующий санкциям 2013 г. на таможенную территорию России за день ввозились где-то 5,51 телескопических погрузчика, теперь средний дневной показатель держится на отметке 4,87 ед. такой техники. Но если учесть, что в 2015 г. среднесуточный импорт «телескопов» составлял не более 2,87 ед., а в 2016 г. - 3,54 ед. такой техники, то восстановительная хода уже начала просматриваться. В прошлом году ситуация коренным образом поменялась, а динамика начала обретать черты стабильного роста: в среднем каждый день календаря пополнял торговую площадку на 4,63 телескопических погрузчика. В других видах спецтехники такой положительной динамики восстановления не наблюдается и ныне.

Эксперты в один голос утверждают, что ситуация предсказуемая: главный постулат стойкости этого сегмента видится в отсутствии российских «телескопов» - отечественная промышленность еще не разродилась погрузчиками с телескопической стрелой. Попытку в свое время сделала Четра, показав семь-восемь лет назад телескопический погрузчик ПТС-4012. Правда, эта тема не пошла и проект пришлось закрыть. Впрочем, вскоре встала и вся Четра.


Появились белорусские «телескопы» Амкодор 527 / 540-70 для работ в малоэтажном строительстве и сельском хозяйстве, но их поставки в Россию мизерные. Так что маркировка made in… и дальше будет пестреть на шильдиках поставляемых на наш рынок машин такого исполнения. География производителей обширная, хотя на слуху у наших хозяйственников лишь несколько брендов. Остальные добрых два десятка производителей еще только набирают авторитет и стремятся воспользоваться нишей, где не нашлось места российскому машиностроению.

Если говорить о рейтинговых поставщиках техники на торговую площадку России, то даже в санкционный период на верхних строчках хит-парада увереннее всего держались британцы. Они и сейчас сосредоточили в руках все козыри, продвигая телескопические погрузчики с маркировкой JCB. Основной сбыт у них формируют машины не индустриального исполнения, а сельскохозяйственного. Так же на верхних строчках потребительского рейтинга «телескопы» с маркировкой Manitou (Франция) и Dieci (Италия). Все три упомянутые производители сосредоточили на себе 90% емкости российского рынка телескопических погрузчиков. Многие иные поставщики машин такого исполнения (Bobcat, Merlo, Faresin, Kramer, Claas Haulotte и др.) имеют скромные результаты, в статотчетах занимают строчку «Прочие». Удивительно, но в позиции «Прочие» не нашлось места китайским изготовителям телескопических погрузчиков, хотя они уже завершили становление машиностроительного пула в этом сегменте техники и начали ее активное продвижение на европейский и другие континенты.




Брекзит брекзитом, а бизнес - бизнесом
В последние годы рейтинг что промышленных, что аграрных «телескопов» JCB начал подыматься именно за счет многоуровневой адаптации техники к нашим условиям эксплуатации. В первую очередь наши хозяйственники начали обращать внимание на то, что силовые агрегаты англичан по ресурсу более долговечнее, чем на машинах других изготовителей.

В JCB смекнули, что современные моторы перед качеством российского дизельного топлива пасуют и быстро выходят из строя. Не помогали ни откалиброванные на российскую солярку насосы, ни суперновые фильтры, ни электроника. Когда вернули поставку техники в РФ с движками механического впрыска, ситуация тотчас улучшилась, спрос увеличился. Правда, экономическая ситуация и здесь внесла коррективы. Если раньше долевое соотношение в поставках «телескопов» индустриального и сельскохозяйственного назначения было в пропорции 25:75 в пользу агротехники, то сейчас машины для села занимает в емкости рынка 90%. При этом в аграрный сектор идет самое передовое и инновационное.

Одна из ярких последних новинок - телескопический погрузчик JCB 541-70 Agri Pro. Это первый в мире телескопический погрузчик с гибридной трансмиссией JCB DualTech VT, сочетающей гидростатику и гидромеханику: он выдает на-гора наполовину выше производительность, нежели «телескопы» предыдущих поколений. Если на рабочих операциях гидростатика позволяет развить высокую форсажность движения, дает точность управления и позиционирования, то на транспортных задачах с груженным прицепом или прицепными орудиями, на обычных переездах с площадки на площадку более выгоднее использовать гидромеханический режим.

Улучшение пришло по многим другим параметрам. К примеру, на погрузочно-разгрузочных операциях продолжительность рабочего цикла у нового погрузчика относительно предыдущих версий меньше на добрую четверть. Гидросистема Smart Hydraulics при перемещении такого же количества материала, что и на аналогичных машинах предыдущего поколения, дает 15-процентную экономию в потреблении топлива.



Здесь налицо многофункциональный инструмент как для больших аграрных предприятий, так и для фермерских хозяйств под 1 тыс. га угодий. И если не найдется для такой машины погрузочно-разгрузочных работ, то она будет работать на сельской строительной площадке как кран, погрузчик или подъемник, на перевозке кормов, стройматериалов, расчистке дорог от снега и даже на полевых роботах с плугом, боронами или опрыскивателем – это тот же трактор, только наделенный функциями телескопического крана, подъемника, погрузчика. Все зависит от комплектации и имеющегося в хозяйстве навесного, прицепного рабочего инструментария.

На подходе к нашему рынку еще один новичок британского производителя - первый в мире компактный гусеничный погрузчик JCB Teleskid 3TS-8T с телескопической стрелой. Это еще и единственный в своем роде «телескоп» с наклонным механизмом операционного органа, который для большей грузоподъемности и высоты подъема дает преимущества вертикального подъема, а с радиальной схемой - улучшает экскавацию и сортировку.

По большому счету, здесь налицо машина, где четыре функционала в одном: вилочный погрузчик, телескопический погрузчик, компактный колесный погрузчик и мини-погрузчик с бортовым поворотом. Есть и пятый функционал – работа с ковшом в режиме планировщика или даже экскаватора, в т.ч. и в режиме копания на глубину до 1 м, что для погрузчиков ранее было недосягаемо.

В моторной нише 3TS-8T эксплуатационной массой 4 472 кг стоит движок JCB EcoMAX мощностью 74 л.с. Номинальная грузоподъемность при выдвинутой стреле составляет 611 кг. На сегодняшний день Teleskid остается в своей размерной группе единственным в мире малолитражным гусеничным телескопическим погрузчиком, высота подъема стрелы которого по шарниру ковша достигает 4,05 м, а вылет по горизонту - 2,25 м. При этом стандартная система быстрого захвата quick hitch позволяет использовать такое же навесное оборудование, что и для мини-погрузчика с бортовым поворотом.

Сами разработчики признаются, что многие годы такого революционного прорыва у производителя не было. Начальник отдела инноваций и роста JCB Тим Бернхоуп в своем подчеркнул: «Это самая инновационная разработка компактного гусеничного погрузчика с момента его запуска 20 лет назад. Появившаяся машина с телескопической стрелой теперь поднимает выше, добирается дальше и копает глубже любого гусеничного погрузчика такой размерной группы».


У каждого производителя свой… фаворит
В палитре французского производителя Manitou наибольшим спросом у сельхозпроизводителей России пользуется телескопический погрузчик MLT-X 735 грузоподъемностью 3,5 т - надежный, многофункциональный, производительный. Смена навесного оборудования делает эту машину незаменимым помощником в повседневной работе. Погрузчик может поднимать грузы на высоту до 6,9 м.  Двигатель мощностью 120 л. с. и система распознавания нагрузки (LSU) обеспечивают эффективность и точность выполнения задач. Небольшие размеры, панорамный обзор на 360°, Из линейки Manitou у сельхозпроизводителей России наибольшим спросом пользуется телескопический погрузчик MLT-X 735 грузоподъемностью 3,5 та также простота управления обеспечивают удобство оператору на протяжении всего рабочего дня.

Не менее привлекателен и «телескоп» MLT-X 1040 для выполнения сельскохозяйственных задач на высоте. Погрузчик позволяет оптимизировать использование складской площади, поднимая на высоту до 9,6 м и размещая на верхних стеллажах грузы весом до 4 т. Машина оснащена двигателем мощностью 137 л. с. Она с легкостью маневрирует на сложных поверхностях благодаря высоте дорожного просвета 44 см, сельскохозяйственным шинам и трем режимам рулевого управления.

Мощный гидронасос с производительностью потока 200 л/мин и система гидравлики с обратной связью способствуют повышению продуктивности и снижению расхода топлива. Джойстик управления JSM и опции «умной гидравлики» (быстрый подъем стрелы, автоматическое встряхивание ковша и его возврат в исходное положение) значительно повышают эффективность работы оператора. Для его комфорта в кабине предусмотрены магнитола и держатель для мобильного телефона с розеткой для подзарядки. Уровень шума не превышает 74 дБ.




В нынешнем сезоне неплохие позиции на российской торговой площадке может занять итальянский производитель – Merlo. Телескопические погрузчики с такой маркировкой у наших хозяйственников хорошо известны. Машинам Merlo, как и Manitou, присущи ярко выраженные индивидуальные черты конструкторской школы. Оба производителя одни из немногих, кто еще разрабатывает и выпускает полноповоротные телескопические погрузчики. Конечно же, фаворитами сбыта телескопических погрузчиков итальянцев, как и британцев, являются трехтонники с семиметровой стрелой. Однако полноповоротное исполнения машин тоже пользуется спросом. К примеру, официальный дистрибьютор Merlo на территории РФ ООО «Смарт-М» (г. Мытищи) за прошедшую зиму произвел отгрузку погрузчиков Roto 38.16EE с вращающейся надстройкой сразу двум заказчикам, что по нынешним временам считается хорошим результатом.


Одна машина ушла в Керчь на строительство Крымского моста, а другая – строительной организации в Москву. Заказчиков привлекли хорошие операционные возможности техники: грузоподъемность на опорах составляет 3,8 т, а без опор – 3,5т. Рабочий диапазон по высоте подъема груза или корзины с людьми достигает 15,7 м на опорах и 15,6 м без опор.

На селе больший спрос на упомянутую выше 3-тонную грузоподъемность, от силы 4-тонную и операционную высоту до 7 м, иногда до 10-11 м, но не более. Нужно сказать, что в текущем году погрузчики упомянутого предприятия отгружаются регулярно. Берут как простенькие телескопические погрузчики серии Turbofarmer грузоподъемностью 3-5 т, операционной высотой 6,6-10,6 м и силовым диапазоном 100-120 л.с, так и машины серии Multifarmer, сочетающие в себе функции аграрного телескопического погрузчика и сельскохозяйственного трактора. Здесь силовой диапазон доходит до 156 л.с., грузоподъемность составляет 4 т, а операционная высота доходит до 6,8 м у модели MF40.7 и 8,8 м у модели MF40.9.



Своего прошлогоднего новичка готовится продвигать на наш рынок и Bobcat, давший осенью 2017-го на выставке Agritechnica в Ганновере (Германия) премьеру TL30.70 AGRI. Этот «телескоп» в самой востребованной размерной группе – максимальная грузоподъемность 3 т и высота подъема почти 7 м. Он дополнил номенклатуру машин с грузоподъемностью от 2,6 до 3,8 т и операционными высотами между 6 и 7 м.

Амбициозные планы и у компании Claas с ее новой производственной линией телескопического погрузчика Scorpion, впервые разработанной совместно с Liebherr. Хорошую производительность сулит ряд новых функций, среди которых концепция Dynamic Power для управления двигателем, новая система помощи водителя Smart Loading для точной работы рабочей гидравлики и устройства защиты от перегрузки, полностью автоматический стояночный тормоз и др.

Новые модели с улучшенной рабочей гидравликой и быстрыми циклами загрузки получили более высокие грузоподъемные характеристики (от 3,2 до 5,6 т) и солидную высоту подъема груза (от 6,13 до 7,03 м). Машины комплектуются мотором Deutz мощностью до 156 л.с. / 115 кВт экологического формата выбросов Stage IV (Tier4). В декабре 2018-го должна появится еще одна модель Scorpion с 9-метровой операционной высотой, что будет очень удобно для работы на высоте с тюками соломы.

Во всей новизне этого и других производителей видится много позитива и привлекательных постулатов. Есть и осадок: в той новизне нет наработок российского машиностроения...



 Григорий Пчелидзе
Фото автора и производителей