Помощь рядом: «умные» системы

12 февраля 2020 г. За последние десятилетия эволюция систем помощи водителю шагнула далеко вперед.


История технологии ADAS (аббревиатура от Advanced Driver Assistance System) начинается в конце 40-х годов XX века: именно тогда было изобретено устройство, которое мы привыкли называть круиз-контролем. Известным пионером в области ADAS является компания Bosch – один из крупнейших поставщиков автомобильных компонентов и систем.

Сегодня различные компоненты системы ADAS берут на себя множество важных функций, значительно облегчающих процесс вождения. Они способны осуществлять мониторинг ситуации вокруг автомобиля с использованием специальных датчиков и видеокамер, распознавать объекты в «слепых зонах», оценивать расстояние до них и при необходимости принимать решение о вмешательстве в процесс вождения. С помощью ADAS водитель может получить предупреждение о вероятной опасности или помощь в выполнении операций, требующих повышенной концентрации внимания.

Популярность оснащения автомобилей системами помощи водителю неуклонно растет. Наиболее востребованными из них являются системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и предупреждения засыпания водителя за рулем.

Вторыми по популярности после систем помощи при парковке идут автоматические системы экстренного торможения. Их задача — помочь предотвратить ДТП либо смягчить его последствия, если оно неизбежно. С 2022 года такими электронными помощниками должны оснащаться все новые легковые и небольшие коммерческие автомобили в Европе. По тому же пути идет и Америка: 28% выпускаемых в США моделей автомобилей по умолчанию оснащаются автоматическим экстренным торможением, еще 36% моделей поддерживают эту функцию опционально.

Страны Европейского союза решили пойти еще дальше - с 2022 года все новые автомобили, производимые в ЕС, должны быть оборудованы системой умного контроля скорости: если GPS-датчик или камера считывания дорожных знаков проинформируют бортовой компьютер о действующих на том или ином отрезке дороги скоростных ограничениях, система автоматически снизит реальную скорость до рекомендуемой (у водителя, впрочем, останется техническая возможность разогнаться вновь – но не отключить систему полностью). По оценкам Еврокомиссии, к 2038 году такие меры позволят спасти более 25 тысяч жизней и сократить количество аварий на 30%.

С развитием систем ADAS тесно связано развитие рынка беспилотных автомобилей. Пока что все подобные проекты осуществляются в тестовом режиме. Автомобильные гиганты объединяются с поставщиками автокомпонентов и разработчиками систем искусственного интеллекта, чтобы создать полностью роботизированные системы управления автомобилем. По этому пути, в частности, идут компании Bosch, Daimler и Nvidia: последние несколько лет они активно сотрудничают по вопросам разработки автономных систем вождения, а в конце 2019 года представили в городе Сан-Хосе (Калифорния) тестовый бесплатный сервис беспилотного такси.

Впрочем, если проекты по запуску беспилотных автомобилей сегодня пока еще остаются дорогостоящими перспективными разработками, то будущее систем помощи водителю выглядит куда более определенным и оптимистичным.