Что важно знать о седлах
08.06.2017
Компоненты


ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О СЕДЛАХ


Седельно-сцепные устройства или по-простецки седла являются неотъемлемой частью тягачей, работающих с полуприцепами. Часть перевозчиков особого внимания этому узлу не уделяют, ограничиваясь лишь периодической смазкой. И совершенно напрасно: даже от исправности одной несущей плиты зачастую зависит безопасность перевозок и сохранность груза.



 Маркировка седла SAF-Holland 2016 г.в.
указывает название и код конкретной модели




Богатство выбора

Современные седла уже не чета тем, что применялись в ХХ ве. Как правило, они имеют одну, реже две степени свободы: в продольной и поперечной плоскостях. Сегодня применяются устройства с беззазорной фиксацией, что делает поведение автопоезда в движении более стабильным. Исключаются ударные нагрузки, увеличивается срок службы ССУ и всего транспортного средства в целом.




 С виду простое устройство,
вместе с крепежными элементами ССУ
состоит более чем из 100 деталей!



Механические седла уступили место полуавтоматическим, совершеннее стали плиты. Для облегчения сцепки «головы» и «хвоста» выемку в седле делают расширяющейся, а само седло ставят с наклоном назад. Сам механизм сцепки-расцепки располагается под опорной плитой. Что мы еще знаем о седлах? То, что чаще всего используются шкворни диаметром два дюйма или 50,8 мм и то, что на некоторых грузовиках предусмотрена возможность переустановки седла путем продольного перемещения на раме вперед-назад.





Любая дополнительная ось снижает нагрузку на ССУ
и уменьшает его механический износ






Наличие ССУ на концептуальных тягачах 2025 г.
 говорит о том, что в ближайшее время без них никак не обойтись






На японских грузовиках с обычной ошиновкой колес применяют высоко посаженное ССУ


Современное ССУ весит от 100 до 300 кг и может быть шкворневым и бесшкворневым или роликовым. В первом случае применяется пара шкворень-захват, во втором – крюк-ролик. Независимо от типа устройства, оно влияет не только на комфортность и плавность хода. Путем тестирования в различных условиях эксплуатации было установлено: седло оказывает существенное влияние на управляемость, маневренность и устойчивость сцепки. Этот небольшой узел играет важную роль в показателях геометрической проходимости. Он также выступает гарантом надежности и безопасности. И многое зависит от того, чему перевозчик отдает предпочтение.
Сегодня на рынке устаканилось как присутствие ведущих производителей ССУ, так и предпочтения перевозчиков. Не считая российских компаний, выпуск и поставки седел осуществляют немецкие Jost и Rockinger, голландские Holland Hitch и Fontaine Truck Equipment, британские York и Crane Fruehauf, швейцарская Georg Fisher и др. Так уж сложилось, что в особом авторитете у наших транспортников немецкие изделия Jost. Кроме них транспортники часто выбирают SAF-Holland, Georg Fisher, Fontaine. Их не только продают с иголочки, но и в состоянии б/у. Более того, именно они чаще всего встречаются на новых тягачах, производимых в России и поставляемых через импорт.
Независимо от типа и марки ССУ, важно постоянно следить за исправностью всех его элементов, а именно – опорных приспособлений, крепежных кронштейнов, буфера буксирного устройства. По сути, седло представляет собой грузонесущую плиту, связующее звено между тягачом и полуприцепом. И от его состояния зависит то, появятся ли толчки при разгоне и торможении, насколько реально будет преодолеть горку или двигаться по крутому склону и т.д.


 


В силу специфики перевозок светлых нефтепродуктов на седла тягачей
в таких сцепках приходится повышенная нагрузка





Установка КМУ за кабиной
 должна учитываться при выборе ССУ с подходящими характеристиками




Факторы риска

Что больше всего убивает седло и сокращает срок его службы? Прежде всего – неверный подбор сцепного устройства и не соответствие рабочих характеристик специфике транспортных задач. Влияет также неправильная установка, использование несовместимых систем по массе, высоте и прочим характеристикам. Неравномерно размещенный или неправильно закрепленный груз, неисправная подвеска полуприцепа тоже сокращают век седла. Любое отклонение от нормы в трейлере неизбежно скажется на седле. Пример – нарушение соосности колес полуприцепа, вызванное аварией и неправильным ремонтом. В результате седло испытывает неравномерные нагрузки, как говорится, со всеми вытекающими последствиями.





Расположение седла за пределами колесной базы
встречается в Европе на тягачах для закрытых портовых
и складских территорий




По статистике сервисных центров, обслуживающих и меняющих седла тягачей, в большинстве случаев ускоренный износ наблюдается на «головах», работающих с автоцистернами большого объема. Повышенная нагрузка, частое маневрирование, долгое время нахождения под нагрузкой оказывают негативное влияние на весь узел. А вот на магистральных тягачах, работающих с легкими объемными грузами, износ седел минимальный, и там они являются долгожителями.





 Седельники с подъемной задней осью
позволяют смещать ССУ ближе к заднему свесу




Впрочем, как бы аккуратно ни ездили дальнобойщики, законы физики никто не отменял: рано или поздно наступает износ. В ряде случаев он вызван люфтом в шарнирах. Определить его можно даже при трогании автопоезда с места: раздается характерный стук. Повышенный люфт создают изношенные полимерные прокладки между основанием седла и кронштейнами. Здесь вариантов их реставрации нет, нужна установка новых.





 Классический вариант расположения ССУ на трехосном тягаче –
между второй и третьей осями




Свидетельствующий о наличии проблемы металлический стук может быть вызван и увеличенным зазором в замковом механизме. Порой износ рабочих поверхностей настолько велик, что не обеспечивает надежный захват шкворня полуприцепа. Игнорировать проблему чревато: в замке может заклинить цапфу. Что еще хуже – случается и отрыв опорной площадки с цапфой от трейлера. Чтобы этого не случилось, разумно приобрести ремкомплект замкового механизма и установить до того, как положение станет критичным.





 Отдельный вид нагрузок на седло –
езда по дорогам с уклоном, преодолевание подъемов
и спусков с поворотами под 90 градусов





Бензовозы чаще всего приезжают на ремонт седел из-за повышенных нагрузок
и нестабильного жидкого груза в цистернах




Причины неисправностей

Из всех неисправностей ССУ наиболее часто встречающееся – не закрываемый замок. Это может быть вызвано слишком высокой установкой шкворня (опорная плита должна быть на уровне ССУ или не ниже, чем на 50 мм). Неправильный размер или повреждение шкворня влекут только один вид ремонта – замену. То же самое справедливо в отношении неровно лежащей плиты: допустимое отклонение от горизонтальной плоскости не более 2 мм. Деформированный запорный крюк, неисправная двойная натяжная пружина не ремонтируются, а меняются. А вот искривленная рукоятка управления может быть выпрямлена механическим способом. Если причиной является неправильное обслуживание, то достаточно обеспечить свободный ход ССУ и произвести смазывание.





Высоту установки седла выбирают так,
чтобы она отвечала параметрам используемого полуприцепа
и не повредила навесное оборудование




Другой вид неисправности – когда ССУ остается в открытом положении. Причины: деформированный стопор, неисправная натяжная пружина и неправильное обслуживание. В первых двух случаях требуется замена, в третьем – обеспечение свободного хода стопора. Бывает так, что ССУ не остается в положении готовности. В этом случае соль проблем кроется в деформации запорного крюка, утрате начальных характеристик натяжной пружины или отсутствие обслуживания. Снова по первым двум пунктам метод устранения один – замена, а в третьем – очистка и смазывание области запора.
Иногда водитель не может открыть седло. Банальной причиной может стать то, что полуприцеп перекошен: не находится на одном уровне с тягачом или над ним. Здесь достаточно освободить замок ССУ. Но причиной может стать повреждение запорного крюка или задвижки, неправильная регулировка запорного механизма и снова – отсутствие технического обслуживания. В этом случае открывать замок придется принудительным образом.





 Повышенная влажность, осадки и перепады температур
негативно сказываются на сроке службы отечественных и импортных седел





 Эксплуатация в горах неизбежно повышает нагрузку на ССУ
и требует особого внимания к нему






Частое маневрирование на повышенной скорости усиливает нагрузку на седло
 и ускоряет его износ




Когда в сервис?

При грамотной эксплуатации автопоезда срок службы стандартного седла превышает 10 лет и пробег в миллион километров. Но, как известно, из каждого правила есть исключения. Порой ремонт нового седла может потребоваться через несколько недель и месяцев эксплуатации при скромном пробеге 20–30 тыс. км, и это не преувеличение. Что же касается сервисного обслуживания, заезжать в сервис нужно не реже одного раза в год или при пробеге в 100–120 тыс. км.





Корректная высота седла –
залог его долгого срока службы:
один из многих, но не единственный






Самые современные полуавтоматические седла
отличаются наличием накладок из особого полимера




Это не означает, что каждый визит будет сопряжен с большими расходами. Напротив, регулярное обслуживание позволит минимизировать риски и продлить годность узла до максимально возможного срока. Даже в случае замены изношенных деталей может потребоваться не большой, а малый ремкомплект. Он включает пластиковые опорные, резиновые демпфирующие элементы и крепеж. Большой дополнительно комплектуют детали замкового механизма, плюс трубопровод для смазки к парам трения.




В суровых условиях, при перепаде температур
и сильных морозах особенно важно своевременно проводить обслуживание ССУ



Полная переборка седла может понадобиться только после двух-трех применений ремкомплектов и в официальном сервисе составит не менее 4000 руб. А чтобы не ошибиться с подбором комплекта к вашему седлу, сфотографируйте на мобильный телефон идентификационную табличку от производителя. По ней сервисный центр безошибочно подберет именно то, что вам нужно. Можно попробовать сэкономить и за полцены от оригинала приобрести ремкомплект другого поставщика, но такая «альтернатива» может выйти боком...





 Восстановить работоспособность ССУ
можно с помощью малого или большого ремкомплекта




Выгодное «старье»

В отношении седел тягачей существует несколько стереотипов, и один из них связан с системой автоматической смазки. Многие перевозчики считают, что ее  наличие гарантирует максимально долгий срок службы устройства. Но это не совсем верно. При каждой расцепке тягача с трейлером водитель и так смазывает опорную поверхность плиты и замковый механизм. Поэтому особого смысла переплачивать 8000 руб. за такую опцию нет.
Специалисты утверждают, что седла со схожими техническими характеристиками обладают примерно одинаковым ресурсом, а стоимость их ремкомплектов зачастую находится на одном уровне. Если настало время менять седло, можно сэкономить, не прибегая к покупке нового. На рынке много предложений седел с остаточным ресурсом четверть или треть от первоначального. При этом стоимость таких ССУ не превышает 25–40% от стоимости новых заводских изделий.
Но необязательно покупать все седло целиком. Можно отдельно приобрести плиту или ее компоненты – именно те, которые подверглись износу или механическому повреждению. Экономия, по сравнению с покупкой нового изделия, может составить 50–60%. Стоимость нового ремкомплекта седла европейского производства стартует с отметки примерно в 12000 руб. Зачастую это выгоднее, чем покупать бэушное седло целиком (в котором, скорее всего, также придется что-то менять).
Клин замка седла потянет на 5000 руб. и больше, в зависимости от бренда производителя. Год выпуска значения не имеет: это не хлеб, чтобы быстро портиться. Около 18000 руб. будет стоить комплект антифрикционных накладок. На 50000 руб. и даже больше придется раскошелиться за балансиры. Целиком новое седло потянет на 100–160 тыс. руб., в зависимости от марки и модели. Хотя рынок сейчас неоднородный: кому-то срочно нужны деньги или кто-то срочно продает товар за ненадобностью. В этом случае цена выбивается из рыночного русла и радует своей лояльностью. Но, откровенно говоря, такие предложения встречаются нечасто.

Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора



все статьи