Автокраны заводов РФ
19.05.2015
Стреловые краны на автомобильном шасси остаются одним из самых незаменимых видов спецтехники на всех стройплощадках РФ. В легкой весовой категории конкуренцию им порой составляют крано-манипуляторные установки, в сверхтяжелой нередко предпочтительнее мощные башенные версии. Но «золотая середина» продолжает развиваться, а модели российского производства все успешнее конкурируют с импортными аналогами.





Кран КС-5571BY-A «Машека» грузоподъемностью 32 т
смонтирован на МАЗ-6312В3



Из чего выбирать


В современной России насчитывается три десятка крановых заводов в разных регионах, но лишь некоторые из них специализируются на производстве автокранов. Первый отечественный кран на автомобильном шасси появился более 80 лет назад – в 1934-м, и с тех пор предприятиями накоплен солидный опыт проектирования и постройки таких механизмов.
Производство автокранов в России по факту является одной из немногих действительно конкурентоспособных отраслей тяжелого машиностроения. Современные модели заводов РФ не уступают зарубежным изделиям ни по дизайну, ни по функциональности. И крановое шасси для них выбирается не только отечественных, но и импортных брендов, в том числе имеющих маркировку «Сделано в России».
Главные требования к современным российским автокранам прописаны в новом техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств. Важную роль играют и современные технологии. Например, дробеструйная обработка металлоконструкций перед окрашиванием. Она служит обязательным условием обеспечения длительного срока службы лакокрасочного покрытия перед окрашиванием. В результате производители могут гарантировать 5–7 лет службы лакокрасочного покрытия. Добротное качество материалов и сборки позволяют иметь стабильные заказы. Например, даже в нынешних непростых экономических условиях ведущие предприятия обеспечены заказами на два-три месяца вперед.



Овоидный профиль

В последние несколько лет у всех на слуху овоидный профиль крановых стрел. Узнать его легко по верхнему П-образному поясу со скругленными гранями и нижнему поясу с характерным овальным сечением, близким к идеальной окружности. Такие модели давно выпускают зарубежные производители автокрановых установок, а с недавних пор свое внимание на них переключили и российские предприятия.





60-тонный автокран КС-69731 «Ивановец»
с телескопической овоидной стрелой на шасси БАЗ-69092-020К
 



В отличие от стрел с коробчатым и многогранным гнутым профилем они обеспечивают лучшие грузовысотные характеристики на рабочих вылетах на величину от 5 до 20 %, а на коротких вылетах – от 21 до 36 %. У них более высокий коэффициент устойчивости нижнего пояса от продольного сжатия, повышенная жесткость против выпучивания.
Прочность и стабильность конструкции с овоидным профилем придают и опоры секций – скользуны, крепящиеся к нижнему поясу. Благодаря своей структуре они уменьшают контактное напряжение и увеличивают срок службы всей конструкции. Недостаток у кранов с овоидным профилем только один: более высокая по сравнению с коробчатым профилем цена. Впрочем, эту разницу заказчики готовы оплачивать.



Лидировать всегда нелегко

Крупнейшим российским производителем автомобильных кранов был и остается завод «Автокран». В 2014 г. он отметил 60-летие и выпустил 1 070 ед. товарной продукции, включая образцы новой техники. Всего с даты образования в 1954 г. завод отгрузил более 156 тыс. автокранов «Ивановец». В течение прошлого года предприятие поставил в серийное производство сразу семь уникальных моделей грузоподъемностью 25, 35 и 40 т. Все они отвечают требованиям «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом», т. е. могут передвигаться по дорогам общего пользования без дополнительных согласований. Стоявшие на потоке автокраны были модернизированы с целью повышения их надежности.



 
«Ивановец» –
одна из наиболее узнаваемых
и популярных марок российских автокранов


 


Кроме перечисленных «весовых категорий» в 25, 35 и 40 т текущий модельный ряд автокранов «Ивановец» охватывает модели грузоподъемностью 16 и 17 т. С 2012 г. большинство из них изготавливают с овоидным профилем. Вдобавок ко всему под маркой «Ивановец» производятся автокраны грузоподъемностью 32, 50 и 60 т.
Входящее в состав объединения ЗАО «Газпром-кран» производит крановую технику под брендом «Ивановец» с 2006 г. по лицензии ОАО «Автокран». В декабре текущего года это предприятие отметит 60-летие выпуска первого крана на автомобильном ходу – это был К-104 грузоподъемностью 10 т. С тех пор завод выпустил более 60 тыс. ед. техники.
Партнером «Ивановской марки» является и ЗАО «Брянский автомобильный завод», выпускающий специальные шасси под краны «Ивановец» грузоподъемностью 50, 60 и 80 т. Основными заказчиками такой техники выступают предприятия нефтегазовой отрасли. Самой свежей разработкой является 80-тонный автокран КС-69731 с овоидной стрелой и интегрированной опорно-ходовой рамой на платформе вездехода БАЗ-690902-020К (8х8).
Спектр применяемой крановой техники монтируется на автомобильном шасси БАЗ, КАМАЗ, «Урал», МАЗ. Невзирая на спад в экономике, ценник на продукцию остается адекватным. Например, КС-35714 на базе «Урал-5557» (6х6) грузоподъемностью 16 т со стрелой 18,4 (25,0) м доступен за 4,53 млн руб. Модификация этого крана К-2 при тех же характеристиках, но на шасси КАМАЗ-43118 (6х6) продается по ценам от 4,81 млн руб.



«Галичанин» или ГАКЗ

За весь 2014 г. Галичский автокрановый завод (ГАКЗ) изготовил 990 автокранов и чуть-чуть не дотянул до круглой цифры в 1 000 штук. В текущем году он отмечает 70-летие с момента принятия в июле 1945 г. решения о строительстве моторно-ремонтного завода. В 1946-м он стал Галичским ремонтным заводом Министерства сельского хозяйства, позже экскаваторным, а впоследствии и автокрановым.
В современной продуктовой линейке автокраны с овоидным профилем грузоподъемностью 110, 80, 70, 60, 50, 32 и 25 т. В числе новинок – 70-тонный КС-75721 H&H и его модификации на шасси Volvo FM и MAN TGS (оба с формулой 8x4), а также пятиосный МЗКТ-750120 (10х4). Сегмент 50-тонных машин пополнили две модели на четырехосном шасси Volvo FM и MAN TGS. Очень интересная серийная новинка – 32-тонный кран КС-55729-4В на полноприводной базе Volvo FMX (6х6).




«Галичанин»
грузоподъемностью 50 т
на шасси VolvoFM330 (8x4)




Но термин «новинка» подразумевает не только созданный с нуля, но и улучшенный в процессе модернизации продукт. Такими у ГАКЗ является целая линейка 32-х тонных кранов с овоидной стрелой длиной 30,2 м. Они базируются на трехосных шасси МАЗ и четырехосных шасси КАМАЗ. Как и в моделях грузоподъемностью 25 т в них оптимизирована эргономика рабочего места крановщика, улучшен интерьер кабины, применяется более производительная система вентиляции и отопления. Визуальной отличительной чертой является новая цветовая схема окраса: белая или серая стрела на шасси с белой или синей кабиной.



Никакой экзотики!


Известной маркой автокранов является и «Челябинец». Их монтируют на шасси Камского, Уральского и Минского автозаводов, обеспечивая грузоподъемность от 25 до 40 т, причем «Уралы» есть и бескапотные, например, модели 63685 (6х4). Этих трудяг комплектуют телескопическими стрелами длиной 21,7 м при грузоподъемности 25 т, 26,9 м при 32 т и 27,7 м при способности поднимать и перемещать 40 т.
Ассортимент популярных российских автокранов представляют также бренды «Углич» и «Клинцы». Есть более экзотические вроде «Юргинец» Юргинского машиностроительного завода и другие. Но это тема отдельного разговора, а пименитеьно к сегодняшнему обзору интересны двухосные версии автокранов, позволяющие соблюдать действующие нормативы по нагрузкам на ось.
Например, КС-35714К-3 «Ивановец» грузоподъемностью 16 т на шасси КАМАЗ-53605 в рознице торгуется за 4,07 млн руб. На 800 тыс. руб. дороже оценивается модификация К-3-10 с удлиненной до 22,72 (32,2) м стрелой. Вариант на шасси МАЗ-5340 (4х2) с краном КС-35715 на 16 т и стрелой 18,4 (25,0) м дилеры предлагают за 4,16 млн руб.
Но двухосник – это не значит, что только на 16 т. Грузоподъемностью 25 т обладает целый спектр других моделей. Например, КС-55744 с 21-метровой стрелой на шасси КАМАЗ-53605 за 5,33 млн руб. и модификация с дополнительной единичкой в индексе на базе МАЗ-5340 за 5,36 млн руб. При желании можно найти немало других моделей российских заводов.





Метан – новая тема для автокранов
вроде 25-тонных «Клинцов» на шасси КАМАЗ-43118




«Такси» заказывали?!

В широком спектре крановых установок на автомобильном шасси есть такой вид товара, как «компакт кран-такси». Например, в ассортименте ГАКЗ таких моделей три: КС-65715 на базе Volvo FM, КС-65715-1 на платформе КАМАЗ-65201 и КС-65715-3 на раме MAN TGS. Все автомобильные шасси имеют колесную формулу 8х4, а крановые установки оснащены 40-метровой пятисекционной овоидной стрелой и обладают грузоподъемностью 50 т.
У крановых «такси» внушительная базовая комплектация. Применительно к выше названным 50-тонным версиям она включает дополнительную крюковую подвеску на 25 т, видеокамеру наблюдения за намоткой каната грузовой лебедки, кабину машиниста повышенной обзорности с механизмом изменения угла наклона. Комфорт поднят на достойный уровень: без доплаты используется сплит-система Webasto (отопитель+кондиционер) и электронное управление крановыми операциями с помощью джойстиков.
Функциональность «компакт кран-такси» можно расширить за счет отдельно возимого противовеса массой 5 т (200 тыс. руб.), вторая грузовая лебедка с крюковой подвеской на 3,2 т в комплекте с одиночным блоком на оголовке стрелы (300 тыс. руб.). Можно заказать и двухколенный складной гусек длиной 10–17 м с изменяемым углом наклона. В комплекте с ним поставляется крюковая подвеска грузоподъемностью 9,5 т. Монтаж допускается в комплектации со второй грузовой лебедкой. Цена такой опции – 600 тыс. руб.



Переменчивый ценник


Как правило, в указанную на сайтах и в торговой сети прайс-листах в электронном и бумажном виде включена сумма утилизационного сбора, НДС в размере 18%, комплект ЗИП – запасные части, инструменты и фирменные принадлежности. Здесь же посчитана и включена предпродажная подготовка и оформление документов для регистрации: ПТС, акт приема-передачи транспортного средства и т.д. Разумеется, заводы приводят цены на условиях самовывоза автокрана со стоянки готовой продукции.
Для некоторых видов изделий, например, грузоподъемностью 60 т и выше розничная стоимость включает проведение одного шеф-монтажа силами заводских специалистов. При этом предусмотрен их выезд к месту эксплуатации. Ряд производителей отмечает: при покупке автокранов грузоподъемностью 60, 70, 80 и 110 т обязательным является обучение будущих операторов этих установок специалистами эксплуатирующей организации непосредственно на заводе-изготовителе. И это понятно: лишние проблемы никому не нужны. Покупатели спорткаров Ferrari, например, тоже в обязательном порядке проходят обучение на полигоне компании, иначе владелец может и в первой поездке попасть в ДТП.
Текущий денежный эквивалент российских автокранов нацеливает покупателя на оформление займа в виде кредита или договора лизинга. Судите сами: стоимость самых распространенных 25-тонных стреловых кранов на автомобильном шасси российского производства стартует с отметки 5,4 млн руб. Именно столько стоит КС-55713-1 «Галичанин» грузоподъемностью 25 т, со стрелой длиной 21,7 м, на платформе КАМАЗ-65115 (6х4). Модификация КС-55713-5 на шасси полноприводного КАМАЗ-43118 (6х6) обойдется на 300 тыс. руб. дороже – 5,7 млн руб. Оснащенный 9-метровым гуськом КС-55713-4 на трехосном шасси КАМАЗ-65111 со всеми ведущими колесами потребует 5,83 млн руб. А такие же 25-тонники с 28-метровой стрелой потянут уже на 5,8 млн руб. и выше.




КС-74713 «Галичанин» на шасси МЗКТ-790200 (10х10)
имеет стрелу длиной 12,06-48 м

и поднимает 80 т груза



Грузоподъемность 32 т и овоидная стрела длиной 30,2 м потребуют 7,35 млн руб. за КС-55729В «Галичанин» на закорках МАЗ-6312 (6х4). И это база, а за опции в виде дополнительного противовеса массой 2,9 т или 9-метровый гусек с изменяемым углом наклона придется доплатить по 150 тыс. руб.
Овоидный профиль стрелы длиной 34,1 м и способность перемещать грузы массой до 50 т обойдутся заказчику от 12 млн руб. Столько стоит, например, КС-65713-1 «Галичанин» на базе КАМАЗ-65201 (8х4). Высокая цена обусловлена и перечнем оборудования, включенного для всех типов используемых шасси. В базовую комплектацию входит кабина машиниста повышенной комфортности с дизельным отопителем Webasto, комплект основных съемных противовесов, крюковая подвеска на 50 т, четырехсекционная телескопическая стрела длиной 11,5-34,1 м.
За 60-тонный автокран с 42-метровой стрелой на шасси МЗКТ-750110 (8х4) надо отдать минимум 14 млн руб., а за такой же на полноприводном шасси МЗКТ-652715 (8х8) – уже 16,7 млн руб. Импортная крановая основа обойдется дороже, скажем, комплектный автокран на базе Volvo FM (8х4) будет стоить 17-17,5 млн руб.
Такое же правило справедливо и в отношении 70-тонных кранов с такой же овоидной 42-метровой стрелой. Так, КС-75721-1 на базе пятиосного КАМАЗ-7330 (10х4) и специальном шасси МЗКТ-750120 с такой же колесной формулой доступны для заказчиков по цене от 17 млн руб. Аналогичные установки на четырехосном (8x4) шасси Volvo FM и MAN TGS будут стоит от 19 и 19,1 млн руб. соответственно.
За 80-тонный автокран с 48-метровой стрелой на специальном шасси МЗКТ-790200 (10х10х8) нужно быть в готовности отдать 28 млн руб. Самый престижный сегмент 110-тонных кранов с овоидной стрелой длиной 52 м и гуськом 16,2 м, как правило, базируется на импортном шасси, откуда и соответствующий ценник – от 57 млн руб. Именно столько стоит вседорожный кран КС-99713 на платформе TADANO (10х8х8).
Как бы ни складывалась текущая конъюнктура, краны российского производства на автомобильном шасси были и остаются достойной альтернативой импортным одноклассникам. В условиях ослабления экономики, действия санкций и резкого удорожания импорта из-за взлета стоимости доллара и евро это, пожалуй, единственный способ рачительного вложения финансов в «долгоиграющие» средства производства.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора



все статьи