«Летающие» КАМАЗы получили капот
25.06.2015

«Летающие» КАМАЗы получили капот

Команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято, исходя из растущей тенденции по использованию капотных автомобилей во внедорожной спортивной дисциплине.



 


Цена  вопроса
Если обратиться к истории, то пионерами использования капотной компоновки во внедорожных ралли следует признать автомобиль Мерседес-Unimog, фирмы Даймлер-Бенц, который успешно выступал на ралли Париж-Дакар в 80-е годы прошлого столетия. Но слабый двигатель, короткая база и маленькая для трех человек кабина не позволили этому автомобилю успешно конкурировать в дальнейшем.

К пионерам использования в ралли автомобиля капотной компоновки можно отнести и украинцев, которые в  2000-х годах представили проект двухосного гоночного КРАЗа, который так и остался проектом.







Тот самый
спортивный КрАЗ
еще из мирного 2008-го.
Он так и не
вышел на старт
Дакаровской гонки...










По-настоящему, пионерами использования капотных автомобилей можно считать чеха Алеша Лопрайса и голландца Жерара Де Роя - наследников своих знаменитых в автоспорте родственников. В 2011 г. на ралли "Шелковый путь" дебютировала первая Tara Jamal Алеша Лопрайса , а в 2012 г. на Дакаре участвовали уже два автомобиля капотной компоновки - упомянутая Tara Jamal и IVECO Powerstar Torpedo Жерара Де Роя.

Участие этих двух автомобилей в ралли Дакар в 2013-2014 гг., однозначно подтвердило их преимущества по сравнению с бескапотными автомобилями, и в 2015 г. на Дакаре участвовали уже 4 автомобиля, а в 2016 г. планируется еще больше автомобилей капотной компоновки.

По массе и нагрузке посчитайся!
Поскольку как для бескапотных, так и для капотных автомобилей предписания по расположению двигателя и коробки передач одинаковы и определяются расстоянием стыка двигателя с коробкой передач на расстоянии не более 1400 мм от передней оси, то смещение кабины с экипажем общей массой порядка 800 килограммов на полтора метра назад, однозначно увеличивает нагрузку на заднюю ось до 55-56%.

Разгрузка передней оси и большая нагрузка на заднюю ось существенно улучшают способности движения автомобиля по песку, способствуют более правильному приземлению при прыжках. Смещение центра масс к центру автомобиля также улучшает его маневренность и обеспечивает преимущества при движении по извилистым скоростным участкам.



"Выкатка" из экспериментального цеха
 первого гоночного автомобиля
КАМАЗ капотной компоновки



Расположение водителя вблизи центра масс существенно улучшает контроль за поведением автомобиля, по сравнению с посадкой "на колесе". Сильнее всего данное преимущество проявляется на раллийных "ходовых" спецучастках, где контроль за поведением автомобиля и ориентация в пространстве играют большую роль.

О комфорте и компоновке замолвили слово
Понятие «комфорт» по отношению к гоночным грузовикам в полном смысле этого слова вряд ли применимо, и лучше говорить о наличии приемлемых условий для того, чтобы экипаж мог выдержать двухнедельную гонку по бездорожью и выполнять свои функции.

Благодаря размещению кабины практически в середине колесной базы, экипаж автомобиля капотной компоновки испытывает существенно меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем экипаж бескапотного автомобиля, располагающийся непосредственно над передней осью. Из практики известно, что на бездорожье скорость автомобиля определяется не только параметрами подвески и возможностями автомобиля выдерживать экстремальные нагрузки, но и физическими возможностями человеческого организма, каким бы тренированным он не был.

Измененная компоновка требует существенного изменения целого ряда систем и агрегатов автомобиля.








Любознательные
журналисты словно в передаче
"Хочу все знать"
засыпали разработчиков вопросами...










Первое - это двигатель.
В связи со смещением кабины назад, двигатель оказывается расположенным непосредственно под кабиной и в данной ситуации широкий V-образный двигатель, используемый КАМАЗом, просто не оставляет места в кабине для экипажа. Поэтому для автомобилей капотной компоновки может быть использован только рядный двигатель.

Второе - это системы охлаждения двигателя и наддувочного воздуха. Автомобиль капотной компоновки, из-за смещения кабины назад не позволяет разместить теплообменники наддувочного воздуха отдельно от водяного радиатора, что требует серьезного изменения всей схемы охлаждения.

Третье - это доступность к двигателю и его системам для обслуживания и ремонта. Здесь так же автомобиль капотной компоновки требует специальных решений.



Владимир Чагин,
руководитель команды "КАМАЗ-Мастер":

"Проект новой машины
 капотной компоновки от
 команды «КАМАЗ-мастер»
 давно напрашивался и был ожидаем.
Многие наши
 основные соперники
используют этот тип машины
на внедорожных гонках.
Борьба в грузовом зачете
и без того очень захватывающая
и напряженная.
Думаю, что появление капотного
«КАМАЗа» привлечет к гонкам
еще большее внимание и безусловно украсит их".




С учетом предыдущих наработок
Понимая, что доводка большого количества новых агрегатов и новых технических решений потребует значительного времени, на «КАМАЗ-мастере» было принято решение о создании автомобиля капотной компоновки с максимальным использованием готовых, доведенных узлов и агрегатов.

Решение о создании спортивного грузовика капотной компоновки на базе кабины Даймлер Zetros было принято руководством КАМАЗа и Даймлера осенью 2013 г., уже имеющих опыт совместной работы по изготовлению грузовых автомобилей.

Другим важным моментом стал выбор подходящего двигателя. Поскольку разработка собственного 6-цилиндрового двигателя совместно с фирмой Либхерр находится еще в стадии доводочных работ и серийное производство начнется примерно через полтора года, была достигнута договоренность с чешской фирмой Buggyra о передаче в аренду подготовленного спортивного двигателя Caterpillar, который уже неплохо показал себя на Дакаре у других команд.



В качестве шасси для опытного образца использована конструкция автомобиля КАМАЗ-4326, многократно испытанного на ралли Дакар.  Целью разработки и изготовления опытного образца спортивного автомобиля капотной компоновки является проведение испытаний в реальных условиях внедорожных ралли для оценки преимуществ данной компоновки, доводки новых агрегатов и систем и последующего принятия решения о целесообразности использования на соревнованиях данного типа автомобилей.

 Евгения Быкова,
пресс-служба команды "КАМАЗ-мастер".



все статьи