Теснота в стане «привязанных»
18.09.2015

ТЕСНОТА В СТАНЕ «ПРИВЯЗАННЫХ»


В дни празднования 80-летия Московского метро, в рамках Российской Недели общественного транспорта 13–15 мая конгрессно-выставочный центр «Сокольники» одновременно принял три важных отраслевых форума: «ЭлектроТранс-2015», «Электроника. Транспорт-2015» и «ТПУ Экспо-2015». Центральным событием стала 5-я специализированная международная выставка подвижного состава, продукции, технологий, услуг для городского электротранспорта и транспортной инфраструктуры «ЭлектроТранс-2015».


Актуальная тема

Более 80% населения России пользуется общественным транспортом, и в немалой степени он электрифицирован. Опыт показывает, что замена автобусов и грузового коммерческого транспорта подвижным составом на электротяге позволяет уменьшить уровень загрязнения окружающей среды примерно на 45%. Во многом по данной причине мегаполисы и областные центры разных регионов РФ все чаще закупают экологически чистый подвижной состав. В этом смысле выставка стала уникальной возможностью ознакомиться с новинками.



Уменьшенная копия низкопольного троллейбуса модели 321
от ОАО «Штадлер Минск»


 


В оборудование современных автобусов и троллейбусов
внедряют все больше «умной» электроники, облегчающей работу водителя



Электробус НЕФАЗ-52994Э

Совершенно неожиданно среди участников оказалось ОАО «КАМАЗ». На этот раз продукция Камского автозавода была представлена не дизельными или газовыми автобусами, а полностью низкопольным городским электробусом большого класса НЕФАЗ-52994Э. Он построен на шасси КАМАЗ-5297 (4х2) и представляет собой второе поколение российских электрических автобусов. Первенец данного направления, НЕФАЗ-52992, прошел сертификацию в октябре 2012 г. и эксплуатируется в корпоративном парке Новосибирского завода химконцентратов, крупнейшего предприятия ядерного топливного цикла. Полная зарядка накопителя при действующих тарифах на электроэнергию не превышает 600 руб. Для сравнения: заправка дизельного аналога моторным тормозом по цене в четыре раза дороже.



Полностью низкопольный городской электробус большого класса НЕФАЗ-52994Э
построен на шасси КАМАЗ-5297 (4х2).




Электробус НЕФАЗ-52994Э полной массой 19 тыс. кг рассчитан на перевозку 85 пассажиров, в том числе 25 – сидя. Его кузов сварен из метала с двухсторонней оцинковкой и обеспечен 12-летней гарантией от сквозной коррозии. Асинхронный электродвигатель включает электропортальный мост ZF AVE130 со встроенными мотор-колесами максимальной мощностью 2х115 кВт при 4000 об/мин. Коробка передач Voith D854.3E позволяет развивать скорость до 75 км/ч и преодолевать уклоны крутизной до 19%.



У водителя электробуса НЕФАЗ-52994Э второго поколения

все органы управления в буквальном смысле слова под рукой



Накопителями энергии выступают литий-титанатные аккумуляторы (LTO) энергоемкостью 105,6 кВтч. Срок их службы составляет 10 тыс. циклов (примерно 10 лет). С помощью системы ультрабыстрой зарядки можно восстановить потенциал накопителя всего за 6–20 мин. Станцию ультрабыстрой зарядки подключают к промышленной трехфазной сети переменного тока или напрямую к троллейбусной линии. Есть и бортовое зарядное устройство – так называемая «ночная зарядка». Эффективность системы во время работы при отрицательных температурах увеличивает встроенный подогрев накопителя. И всем хорош этот электробус, да только запас хода маловат – всего 100 км. Кстати, по расчетам создателей, окупается он за 5–6 лет.



Электрокарлик КАМАЗ-2257Э

Удивительный экспонат – полунизкопольный городской электробус особо малого класса КАМАЗ-2257Э полной массой 6 тыс. кг. При скромных габаритах 5900х2130х3100 мм он вмещает 22 пассажира, включая 11+1 на сидячих местах: одно место приспособлено для перевозки людей с ограниченными возможностями.



Полунизкопольный городской электробус особо малого класса КАМАЗ-2257Э
полной массой 6000 кг имеет скромные габариты:
длину 5900 мм, ширину 2130 мм и высоту 3100 мм




Пассажирскую машину приводит в движение синхронный электродвигатель на постоянных магнитах мощностью 78 кВт при 2200 об/мин, способный развивать максимальный кутящий момент в 415 Нм при 0-2000 об/мин. Потенциал электромотора позволяет развивать максимальную скорость 95 км/ч и преодолевать уклон до 21%. Энергоемкость аккумуляторов обеспечивает запас хода всего в 65 км. Время зарядки (от 6 до 20 мин) и срок службы батарей (около 10 тыс. циклов) такие же, как у электробуса НЕФАЗ. Система автоматизированной зарядки сама стыкует токоприемник на крыше электробуса с контактами на «зарядном столбе» и контролирует качество контакта.



При 11 сидячих местах и одном месте для инвалидов электробус особо малого класса КАМАЗ-2257Э рассчитан на перевозку 22 пассажиров





Часть сидений в салоне «электрокарлика» из Татарстана – откидные.
Это экономит место при отсутствии пассажиров




Особенности КАМАЗ-2257Э позволяют рассматривать его как экологически чистый транспорт, который можно использовать в курортных зонах, исторических центрах городов, для перевозки гостей на различных форумах и саммитах. И хотя стартовые характеристики электрического карлика пока довольно скромные, со временем они наверняка будут улучшены.



 В так называем моторном отсеке установлен электродвигатель,
развивающий мощность 78 кВт и максимальный крутящий момент 415 Нм




«Адмирал»: новый троллейбус

Подлинной жемчужиной выставки стал ультрасовременный высокоскоростной троллейбус 6281 «Адмирал», созданный коллективом инженеров ООО «ПК Транспортные Системы» и построенный в кооперации с Тверским вагоностроительным заводом. Эту компанию учредили в 2013 г. с целью производства новых моделей городского электротранспорта. До сих пор ее знали по двум разработкам в классе низкопольных трамваев на поворотной тележке: это не имеющий аналогов 4-осный CityStar (модель 71-911) и трехсекционный 6-осный «Витязь» (модель 71-931). Самым свежим изделием стал полностью низкопольный троллейбус ПКТС-6281 «Адмирал» вместимостью 100 человек при 22 сидячих местах.



Гвоздь выставки и хит сезона – высокоскоростной троллейбус 6281 «Адмирал»,
созданный ООО «ПК Транспортные Системы» в кооперации с ТВЗ




Название «Адмирал» появилось неспроста – новинка ориентирована на эксплуатацию в Крыме. В частности, муниципальное хозяйство Севастополя в 2015–2016 гг. должно пополниться 150 ед. таких троллейбусов. Но «Адмирал» показали на выставках в Санкт-Петербурге и Москве, что говорит о том, что одним Югом России дело не ограничится. У новинки есть багажный отсек в корме, куда можно ставить вещи пассажиров при использовании троллейбуса в пригородном и междугородном сообщении. На короткое время «Адмирал» может сложить «рога», превратиться в автобус и преодолеть до 10 м без контактной сети. Такую возможность дают батареи автономного хода. А нужно это для проезда участков заторов, завалов (например, после урагана) и мест ДТП.



В салоне «Адмирала» установлено 22 комфортабельных кресла с высокой спинкой
и подлокотником со стороны прохода



«Адмирал» получил просторную кабину водителя с хорошим обзором, панорамное остекление кузова, мощную климатическую установку, систему видеонаблюдения и спутниковый комплекс мониторинга местоположения троллейбуса GPS+ГЛОНАСС. В новинке применен механизм штангоулавливателя фирмы «Камоцци Пневматика», позволяющий поднимать и опускать штанги токоприемника непосредственно из кабины водителя. В проемах всех дверей и в проходе к валидатору и турникету применена и система «теплый пол» для предотвращения обледенения пола  при посадке и выходе из троллейбуса в снегопад.



В новинке применен штангоулавливатель фирмы «Камоцци Пневматика»,
 позволяющий поднимать и опускать штанги токоприемника
из кабины водителя




Примечателен «Адмирал» и применением энергосберегающих приводов и электронной системы управления российского производства на IGBT транзисторах. Новыми являются и решения по комплектации и компоновке узлов, механизмов и оборудования. В итоге в условиях городского цикла эксплуатации потребление электроэнергии снижено на 20–30%.


В новой модели ПКТС-6281
напротив среднего входа оборудовано место
для представителей маломобильных групп населения




Из четырех десятков участников «ЭлектроТранс-2015» самые интересные экспонаты представили те, о ком мы рассказали. Для знакомства с другими перспективными и осуществленными проектами будет дополнительный повод.

Александр НИКОЛАЕВ
Фото автора



все статьи