Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке
11.05.2017

СОЧЛЕНЕННЫЕ САМОСВАЛЫ:

20 ЛЕТ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ





С шарнирно-сочлененными самосвалами (ШСС) российские потребители впервые познакомились относительно недавно, во второй половине 90-х годов. До этого у нас не было своих разработок, иностранная техника также не поставлялась. Хотя, за рубежом первые образцы сочлененников появились еще в 1950-е годы, и пройдя период становления и совершенствования уже вскоре выпускались серийно. За период с 1990 по 2000 год – ежегодное мировое производство этих машин выросло с 2700 до 4500 ед. Конечно, по сравнению с обычными дорожными самосвалами это совсем немного. Но сочлененный самосвал – это нишевый продукт, машина, предназначенная для определенных видов работ, применяемая, как правило, при разработке больших объемов грунта, эксплуатируемая преимущественно вне дорог общего пользования.
Первой на российский рынок вышла компания Volvo, поставившая в 1996–1997 гг. первую партию таких машин. К началу 2001 г. у нас в стране эксплуатировалось 12 сочлененных самосвалов Volvo, пять лет спустя их количество выросло более чем в 10 раз. В 2000-х годах на российский рынок подтянулись такие именитые производители , как, Caterpillar, Komatsu, Bell, Terex, John Deere и ряд других.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

Новейшая, самая мощная модель сочлененного самосвала Volvo -
А60Н грузоподъемностью 55 т




До кризиса 2008 г. российский рынок сочлененных самосвалов быстро рос: в 2004 г. было импортировано 68 машин, в 2006-м – 104, в 2008-м – 184. Суммарно с 2001 по 2008 г. «российскую прописку» получило порядка 700 самосвалов, более половины из которых - Volvo. В 2013 году емкость самосвального сегмента выросла почти вдвое относительно показателя 2008 г., составив 347 машин (включая новые и б/у). В 2014 г. поставки сократились до 236 ед. В 2015 г. импорт снизился многократно. 2016 г. продемонстрировал небольшой рост, вселив надежду на выздоровление рынка, и увеличение объемов продаж в 2017 г.
Несмотря на достаточно широкий типоразмерный ряд предлагаемых сочлененных самосвалов – грузоподъемностью от 18 до 60 т – на российском рынке наиболее востребованы машины 30- и 40-тонные, львиная доля продаж приходится именно на них.
В последние несколько лет производители сочлененных самосвалов активно обновляли и расширяли свои модельные ряды. В новой технике нашли применение современные технические решения, однако не все они воплотились на моделях, предлагаемых в России. Толчком для перспективных разработок прежде всего являются требования высококонкурентного рынка. Строительные компании стараются максимально сохранить или увеличить рентабельность бизнеса. Им важны такие показатели, как снижение затрат на перевозку 1 м3 материала, сокращение времени и затрат на обслуживание и ремонт техники. При этом нужно отметить, что основную долю в себестоимости строительной услуги занимает именно цена техники. Поэтому, важно соблюсти баланс между созданием дорого продукта, нашпигованного всевозможными системами, и недорогой, простой и надежной, проверенной годами конструкцией.
Рассмотрим основных игроков российского рынка ШСС.
В конце 2016 г. компания Volvo запустила в производство сочлененные самосвалы обновленной серии G. В этой серии появились две совершенно новые модели – это А45G грузоподъемностью 41 т и флагманская, самая мощная, А60Н грузоподъемностью 55 т. Теперь актуальная линейка включает семь машин грузоподъемностью от 24 до 55 т. В стандартной комплектации на этих самосвалах установлены системы помощи при разгрузке и при подъеме в гору, модернизированная система торможения двигателем, улучшен алгоритм переключения передач с целью повышения топливной экономичности. На модели А60Н в стандарте стоит активная передняя гидроподвеска и система взвешивания. Отметим, что поставки самого большого сочлененного самосвала А60Н начинаются с марта 2017 г., причем, на российский рынок новинка выходит раньше, чем на рынки Европы и Америки.
Volvo по праву считается пионером в создании концепции сочлененного самосвала, первая модель которого появилась в 1959 году. Современные самосвалы Volvo также имеют оригинальные конструктивные решения. Среди них: литой под давлением кулак поворотного соединения (наиболее нагруженный узел); гидромеханическая система рулевого управления (не требующая подруливания на неровной поверхности); погрузо-разгрузочный тормоз, задействующий штатную систему тормозов; система помощи при разгрузке (отслеживает боковой крен машины); система помощи при подъеме в гору (помогает тронуться в случае остановки); 9-скоростная автоматическая КПП на моделях A35G /A40G/А45G; автоматическая система блокировок дифференциалов; тормоза в масляной ванне на всех мостах у всего модельного ряда; откидывающийся вперед капот, образующий сервисную площадку; телеметрическая система с возможностью создания отчетов по мониторингу эффективности использования техники и др.
Как и многие другие компании с мировым именем, Volvo ведет разработки автономных транспортных средств, работающих без оператора, с использованием электрических технологий вместо двигателей внутреннего сгорания. А на ближайшее время (2017 год) планируется внедрение электронного помощника оператору – системы Co-Pilot.
Компания Bell предлагает наиболее широкий модельный ряд сочлененных самосвалов - девять моделей грузоподъемностью от 18 до 60 т. 60-тонник является единственным в мире серийным сочлененным самосвалом такой грузоподъемности. В последние несколько лет компания внедряла в производство новые самосвалы серии Е, эти машины получили масштабные изменения. Малые модели самосвалов грузоподъемностью до 30 т пошли в серийное производство в 2013–2014 гг., а в середине 2016 г. была запущена и линейка тяжелых моделей (В35Е, В40Е, В45Е и В50Е). Также в прошлом году компания объявила о запуске производства новой модели Bell B60E грузоподъемностью 55 т. В60Е по праву можно назвать уникальным. Это первый в мире сочлененный самосвал такой грузоподъемности, имеющий только две, а не три, как обычно, оси. Внешне он похож на типичный жесткорамный карьерный самосвал, однако на этом сходство заканчивается – это полноприводная сочлененная машина. Кстати, над данной концепцией инженеры компании работали с 2011 г., а в 2013-м была запущена в эксплуатацию опытная партия предшествующей модели B60D.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

Bell B60E -
единственный в мире 2-осный сочлененный самосвал грузоподъемностью 55 т



В самосвалах Bell внедрен ряд конструктивных решений, не применяющихся другими производителями. Как, например, задняя подвеска с реактивными тягами. Сами по себе реактивные тяги в подвеске - не новы, но такую конструкцию в сочлененных самосвалах больше никто не применяет. В этом типе подвески один очевидный плюс – она менее металлоемка, чем другие типы подвески. Кроме того, она позволяет устанавливать на самосвалы систему бортового взвешивания. Еще одно эффективное решение – система автоматической блокировки дифференциалов. У Bell она управляется двумя кнопками - одна для блокировки межосевого и одна для межколесных дифференциалов. Блокировка может быть включена во время движения без фатальных последствий для дифференциалов. Эта система также автоматически и отключается. Все это в комплексе повышает скорость движения самосвала и экономит топливо.





Самосвал Caterpillar новой серии С



Компания Caterpillar предлагает четыре модели сочлененных самосвалов. Наиболее популярными являются модели 730С2 грузоподъемностью 28 т и 745С грузоподъемностью 41 т. Кроме того, в линейке представлены две модели с выталкивающей плитой, обладающие рядом преимуществ по сравнению с традиционной разгрузкой подъемом кузова. Такие машины безопаснее, так как при выгрузке за счет подъема кузова бывают случаи опрокидывания, у данных моделей опрокидывание при разгрузке исключено. Кроме того, такие машины могут работать в условиях ограниченной высоты, например, под линиям электропередач. Также равномерная разгрузка на ходу позволяет уменьшить объем последующих бульдозерных работ. Caterpillar – единственный, кто предлагает такое решение путем установки на заводе-изготовителе, а не за счет дооборудования у сторонних фирм.
Большое внимание на самосвалах Caterpillar уделено автоматизации процесса управления. Оригинальная система автоматического контроля тяги обеспечивает 100-процентную блокировку как межосевого, так и всех трех межколесных дифференциалов без какого-либо вмешательства водителя.
Новая серия С, предлагаемая сейчас на российском рынке обладающих целым рядом технических новшеств. Помимо упомянутой автоматической системы контроля тяги, на моделях 735С и 745С установлен полностью автоматический тормоз-замедлитель, не требующий вмешательства водителя. При движении на спуске система автоматически управляет как количеством цилиндров двигателя, используемых для замедления машины, так и выбором оптимальной передачи. Водителю достаточно убрать ногу с педали акселератора, и самосвал преодолеет спуск с нужной скоростью, максимально безопасно.
Самосвалы Caterpillar можно дооборудовать системой взвешивания груза с возможностью удаленного отслеживания параметров работы машины через веб-интерфейс. Дальнейшие разработки компании будут направлены на усовершенствование систем автоматического управления машиной для обеспечения максимальной производительности парка.
У компании Komatsu модельный ряд сочлененных самосвалов также обновился сравнительно недавно – в  2013 г. С 2015 г. новинки поставляются в Россию. На российском рынке предлагаются две модели – НМ300-1 и НМ400-3M0 грузоподъемностью 30 и 40 т соответственно.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

Самосвал НМ400-3M0 из обновленной линейки Komatsu



Наиболее популярна у наших потребителей 40-тонная модель HM400-3M0. У новинки, по сравнению с предыдущей моделью, благодаря увеличению объема кузова до 24 м3 производительность выросла на 10%. В то же время, расход топлива снизился на 11-16%. Улучшение экономичности произошло благодаря применению аксиально-поршневых насосов переменной производительности для рулевого управления и подъемного механизма кузова, управляемых гидравлического вентилятора охлаждения двигателя и вентилятора охлаждения наддувочного воздуха. На самосвале установлена новая противобуксовочная система KTCS. В стандартной комплектации установлена система взвешивания груза. Улучшена прочность основной рамы, а за счет использования литых деталей уменьшено количество сварных швов. Внедрена система удаленного мониторинга Komtrax. За плавность хода у самосвала отвечает гидропневматическая подвеска. В системе обогрева кузова изменено распределение подачи выхлопных газов, что позволило избежать налипания перевозимого материала к днищу кузова. Традиционно Komatsu на своей технике применяет все основные компоненты собственного производства, в том числе двигатели, электронное оборудование и компоненты гидросистемы.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

38-тонник Terex TA400



Сочлененные самосвалы Terex и Volvo еще сравнительно недавно были конкурентами. Однако с 2014 г. бизнес по производству сочлененных и карьерных самосвалов компании Terex был приобретен компанией Volvo CE. Несмотря на поглощение конкурентом, бренд Terex оставлен.
Самосвалы Terex представлены машинами 9-го поколения TA300R и TA400 грузоподъемностью 28 т и 38 т соответственно. Эта техника хорошо зарекомендовала себя на рынке. В 9-й серии внедрен ряд современных решений: АКПП с возможностью перехода на ручное управление со встроенным ретардером; независимая передняя малообслуживаемая подвеска; закрытые дисковые тормоза с масляным охлаждением на всех мостах; опрокидывающаяся кабина с электроприводом капота. На модели TA400 установлена трансмиссия с системой смазки, с удлиненным до 6000 часов интервалом ТО.
На машинах для европейского и американского рынков (стандарт Tier 4) внедрена система избирательной каталитической нейтрализации (SCR), рециркуляции отработавших газов (EGR) и турбонаддув с переменной геометрией (VGT). Однако в Россию поставляются машины стандарта Tier 2. Хотя, завод может комплектовать машины и по стандарту Tier 4, все зависит от предпочтений заказчика.
Отличительной особенностью самосвалов Terex являются двигатели Scania - надежные, экономичные, удобные в обслуживания и обеспеченные широкой сетью сервисных центров.
Стоит заметить, что после слияния Terex с Volvo ведется совместная работа инженеров обеих компаний по усовершенствованию конструкции машин. Результатом совместной деятельности стал анонсированный на 2017 г. запуск новой, 10-й серии сочлененных самосвалов Terex.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

John Deere 410E



Компания John Deere наряду с другими видами строительной техники предлагает и сочлененные самосвалы. В России линейка представлена двумя моделями – 370E грузоподъемностью 33,6 т и 410E грузоподъемностью 37,2 т. Современный модельный ряд сочлененников является собственной разработкой John Deere. Ведь, еще сравнительно недавно John Deere и Bell в партнерстве выпускали одни и те же модели, различающиеся только наименованием. Теперь машины оснащаются собственными дизелями John Deere, трансмиссиями с 8 передачами переднего и 4 передачами заднего хода, мостами повышенной прочности. При создании своих машин основной упор был сделан на три ключевых момента – высокая производительность, максимальная техническая готовить и низкие эксплуатационные расходы. Самосвалы построены таким образом, чтобы оператор мог работать максимально эффективно и при этом комфортно. Так, например, важным преимуществом является автоматизация повторяющихся функций. Например, чтобы разгрузить кузов, не нужно совершать несколько операций, достаточно нажатия одной кнопки. Особое внимание уделено упрощению ежедневного обслуживания – точки смазки доступны с уровня земли.
На самосвалах John Deere доступна бортовая система взвешивания, которая отображает вес груза на мониторе в процессе загрузки. Интересна также функция автоблокировки дифференциала: она повышает тяговое усилие, подключается и отключается по мере необходимости, что серьезно упрощает работу оператора. Кроме того, на самосвалах в стандартную комплектацию входит система удаленного мониторинга JDLink, позволяющая, помимо всего прочего, проводить удаленную диагностику технического состояния машины, а также определять ее местоположение и контролировать расход топлива. Также машины оснащены системой удержания на склоне, предотвращающей опрокидывание.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

TA 230 - первый сочлененный самосвал Liebherr



Динамично развивающийся в последние годы сегмент сочлененных самосвалов в 2011 г. пополнила компания Liebherr. 30-тонная модель TA 230 (6x6) сочетает в себе компактные транспортные размеры 25-тонной машины с грузоподъемностью следующей по классу машины. Традиционно, как и в другой своей технике, в самосвалах Liebherr применяет важнейшие компоненты собственной разработки. С момента российской премьеры в 2011 г. Liebherr поставил в нашу страну несколько десятков таких машин. Однако в настоящее время производитель работает над модернизацией своей первой модели, результатом которой должна стать обновленная линейка из машин грузоподъемностью 30 и 40 т.
Другие зарубежные марки шарнирно-сочлененных самосвалов поставляются на российский рынок единично, а потому малоизвестны у нас. Среди них, например, такие весьма популярные в Европе марки, как, Doosan Moxy, Hydrema и ряд других.
Большинство производителей сочлененных самосвалов предлагают не только самосвальные варианты. Шасси могут быть оборудованы для применения в иных, нежели в самосвальных, целях. Их используют в качестве трубовозов, лесовозов, контейнеровозов, машин для очистки аэродромов, поливальных машин для карьерных дорог, водовозов, топливозаправщиков, мультилифтов, седельных тягачей, бетоносмесителей, пожарных машин и т.д. Правда, спрос на такую технику очень мал, во всяком случае, в России.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке



Китайцы, весьма преуспевшие на российском рынке строительной и дорожной техники, пока не спешат выводить свои сочлененные самосвалы, хотя, такая техника уже есть в Поднебесной. В последние несколько лет ряд фирм представил свои версии сочлененников, среди них, например,  – ХCMG, Sany, BZK.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

Самосвал китайской фирмы BZK


За два десятилетия, прошедшие с того момента, как в Россию были завезены первые сочлененные самосвалы, отечественный рынок формировался за счет импортной техники. Однако нельзя, сказать, что российские производители не предпринимали попыток попробовать свои силы в перспективном сегменте. Увы, до сих пор все потуги создать что-то свое так и остались в области опытных разработок, хотя, всякий раз представляя свое новое детище, разработчики обещали скорое серийное производство.
Так, в начале 2000-х годов завод «ЧСДМ» разработал сочлененные самосвалы грузоподъемностью 16 и 25 т. Машины были приняты к серийному производству, но в серию так и пошли.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

Самосвал С-33 завода "Промтрактор"


В 2013 г. компания «ЧЕТРА» (Концерн «Тракторные заводы») представила самосвал С-33 грузоподъемностью 33 т, выпущенный на заводе «Промтрактор». Машина получила наиболее ответственные узлы и агрегаты от известных иностранных производителей - двигатель Cummins, трансмиссию и мосты ZF, блоки клапанов и узлы гидравлики трансмиссии PMC Polarteknik, рулевое управление Eaton, шины Mitas. Серийное производство планировалось на 2016 г.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

Самосвал"Кировец" К-708.2



В 2014 г. Петербургский тракторный завод представил общественности свою версию сочлененника – двухосный полноприводный самосвал К-708.2 грузоподъемностью 20 т. Новинка разработана на базе тракторного модуля «Кировец» К-708, созданного на ПТЗ несколькими годами ранее. Доработанный образец К-708.2 имеет грузоподъемность 25 т. На нем применен 300-сильный двигатель Cummins и трансмиссия ZF. Подвеска – жесткая безрессорная. Рулевая колонка с регулированием угла наклона. На сегодняшний день «Кировец» К-708.2 в прайс-листе Петербургского тракторного не значится, хотя информация о нем присутствует на сайте и рекламных буклетах производителя.
Белорусские производители также не обошли вниманием сегмент сочлененных самосвалов. Могилевский автозавод, имеющий большой опыт в производстве одноосных тягачей, используемых с различными полуприцепами, в начале 2000-х изготовил опытный образец сочлененного самосвала грузоподъемностью 50 т. До серийного производства эта машина так и не дошла. К тому же периоду относится создание Белорусским автозаводом сочлененного самосвала грузоподъемностью 36 т. Его постигла та же участь, что и могилевскую разработку.



Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке

27-тонный самосвал МоАЗ-75041


Однако тема сочлененных самосвалов ни на БелАЗе, ни на МоАЗе (который сейчас входит в состав холдинга «БелАЗ») не забыта. Намерение выпускать такую технику у белорусских производителей по-прежнему есть. В настоящее время в производственной программе холдинга представлено три новые модели самосвалов МоАЗ грузоподъемностью 27, 36 и 50 т. Машины укомплектованы двигателями Cummins, имеют гидромеханическую трансмиссию и пневмогидравлическую подвеску.
Еще один белорусский производитель – «Амкодор»  – также предпринимал попытку наладить выпуск сочлененных самосвалов. В 2007 г. им был презентован самосвал грузоподъемностью 24 т. В дальнейшем предприятие выпустило небольшую партию машин, предназначенных для эксплуатационных испытаний, но в серию они пока так и не запущены.




Владимир Новоселов
Фото автора и фирм-производителей




все статьи