Грузия на колесах
26.07.2017
Обзор


ГРУЗИЯ НА КОЛЕСАХ


Автопарк Грузии насчитывает 1,2 млн транспортных средств, в числе которых 102 тыс. грузовиков и примерно 54 тыс. автобусов. Рост парка в год в среднем составляет около 10%  (в 2014 году было 8,2%, а в 2015-м — уже 12,2%). С 2010 года автомобилей стало в 1,5 раза больше! В этом флоте львиную долю составляет подвижной состав производства СССР и РФ. Новых иномарок кот наплакал, да они здесь, похоже, без особой надобности. Даже частный бизнес тут строят на «бэушках». Тем интереснее своими глазами наблюдать, на чем перевозят пассажиров и доставляют грузы.



Грузия на колесах



Почти заповедник

Абсолютная доминанта по автопарку Грузии — за легковыми машинами: без малого 61% (данные 2015 года). Более 20% занимают внедорожники, паркетники и другие автомобили с высокой посадкой. На легковые и LCV суммарно приходится 85% автопарка! Только на третьем месте идут грузовики с долей 9,1% (вместе с LCV получается 18%). Следующий по массовости — пассажирский транспорт с удельным весом 5,6%. Ровно 3,5% занимает сельскохозяйственная и специальная техника, 1,6% — прицепы и 0,5% — мототранспорт.


Грузия на колесах

 Ford Transit с двухрядной кабиной и надставными бортами



Грузия на колесах

 На дорогах много турецких автобусов, включая Karsan




Интересна возрастная структура автомобильного «поголовья». Более 44% приходится на транспортные средства возрастом старше 20 лет! И почти 47% составляет техника в возрасте 11-20 лет. Оба эти сегмента в 2015 году показали прирост по 9%. Подсчитано: 91% парка произведена до 2004 года. Более 5% составляют автомобили, с выпуска которых прошло от семи до 10 лет. Динамика старения просто ошеломительная: данный сегмент за год прибавил 22%! Доля относительно свежих автомобилей, покинувшие конвейер четыре-шесть лет назад, составляет чуть более 2%, но усыхание этого сегмента весьма заметное: минус 14% за год. Менее 2% приходится на автомобили возрастом до трех лет, но эта прослойка имеет тенденцию к росту: год назад было +10%.



Грузия на колесах

Пассажиров возят среднеразмерные Bogdan-Isuzu



Грузия на колесах

 Старый Mercedes-Benz Vario  до сих пор на заработках



Грузия на колесах

МАЗ-5551 справил уже не один юбилей, а все трудится



По количественному составу еще два года назад до 900 тыс. ед. составляли легковые автомобили, 96,2 тыс. ед. приходилось на грузовики, 53 тыс. ед. на автобусы и 37,5 тыс. ед. на сельскохозяйственные машины и спецтехнику. И сели все сегменты понемногу прибавляли в количестве, то пассажирский транспорт постепенно сдавал позиции. В итоге в период 2010-2015 гг. доля автобусов сократилась с 7% до 5%.



Грузия на колесах

«Строители» в готовности принять заказ



Грузия на колесах

Грузовая биржа в Тбилиси



Местные предпочтения


Если вы скажете, что на личных автомобилях не строят частный бизнес, то это точно не про грузин. Здесь доход приносит любое транспортное средство, будь то гнилой «жигуль» или дышащая на ладан «волжанка». Характерные приметы машин с коммерческим уклоном – приваренный к крыше длиннющий багажник и установленное сзади сцепное устройство. Даже отсутствие этих признаков — еще не доказательство использования личного автомобиля по прямому назначению. Частный извоз, экскурсионные услуги, аренда с водителем — вот неполный перечень задействования легковушек. Иногда на них развозят заказы, доставляют медикаменты и запчасти. В общем, кто что может.


Грузия на колесах

 Эти труженики у дороги ждут своих заказчиков



Грузия на колесах

 Тбилисская маршрутка



Бытует мнение, что грузины сплошь и рядом любят на личных автомобилях черный и белый цвет. Но недавние исследования Национального бюро статистики Грузии Geostat и агентств AutoPapa показали, что на первом месте с большим отрывом находится серебристый цвет или, как его здесь еще называют, «стальной металлик», второе место у белого цвета (потому что жарко), третье – за синим цветом. Черная масть по популярности – только на четвертом месте. Далее следуют: зеленый, красный, коричневый, желтый и т.д.


Грузия на колесах

Черный матовый капот — характерная черта многих LCV



За бензиновыми моторами — подавляющее большинство (95%), остальное приходится на дизель. Газовых машин кот наплакал, а гибриды и электромобили тут только по телевизору видели. Интересно, что и у мужчин, и у женщин первая пятерка самых популярных брендов (только с разным удельным весом) одинакова: Mercedes-Benz, Opel, BMW, Mitsubishi, Honda. Большинство автомобильной техники сосредоточено в Тбилиси, его окрестностях и городах Грузии. Экзотика сопровождает вас повсюду, даже если вы едете из международного аэропорта имени Шота Руставели в столицу, а это отрезок протяженностью менее 20 км.



Грузия на колесах

В аэропорту им. Шота Руставели работают газовые MAN Lion's City
 



Что и на чем возят

В категории фургонов и микроавтобусов доминируют Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter. Не первой свежести, но тем не менее. Приятно отметить, что в коммунальной службе грузинской столицы задействована новая «ГАЗель NEXT» с двухрядной кабиной. Если дело так дальше пойдет — появятся цельнометаллические и грузопассажирские фургоны. Вот про среднетоннажные и тяжелые грузовики с такой же уверенностью сказать сложно: все-таки велика конкуренция со стороны более дешевых аналогов.



Грузия на колесах

Рабочие лошадки: фургоны и микроавтобусы Sprinter



Грузия на колесах

Коммунальная «ГАЗель NEXT» с двухрядной кабиной



Излюбленный вид грузовиков настоящих генацвале — самосвал. Их грузят песком, щебнем, углем, дровами, пиломатериалами и всем, что пожелают избирательные земляки-заказчики. Иногда в них возят... мебель! А бывает — металлолом, бэушные агрегаты и кузовщину, добытую прямо с обочины или незатейливых грузовых разборок. Правда, чаще всего самосвалы припаркованы порожняком — в готовности принять любой заказ. Кстати, коммерческий транспорт здесь принято группировать на так называемых биржах. Здесь как в магазине: пришел, увидел, выбрал, оплатил — и уехал.



Грузия на колесах

Самосвал Volvo FM12 родом из ХХ века



Грузия на колесах

 На дорогах Грузии встречается и седельный тягач КАМАЗ-5410



Самосвалы в Тбилиси — это не только трехосные КАМАЗы популярных моделей 5511, 55115 и 6520. Это еще огромное количество ЗИЛ-ММЗ-4502 с кузовом квадратного сечения и ЗИЛ-ММЗ-555 с овальным «совком». Реже встречаются «Бычки» и Tatra 815 – значительно реже, чем самосвальный МАЗ-503А, МАЗ-5551 и их модификации. На дорогах много Ford Cargo и Mercedes-Benz 800, что объясняется географической близостью Турции. Кстати, и в автобусном парке много автобусов оттуда - марок TemSA и Otokar.



Грузия на колесах

 Самосвальный парк
представляют и автопоезда с тягачами MB Actros первого поколения
(с 1996 г.)




Грузия на колесах


 Проверенный временем трудяга ЗИЛ-130



Грузия на колесах

Древние неубиваемые МАЗы до сих пор возят грузы




Уважаемый транспорт в Грузии — автокраны. Владельцы такой техники без лари не остаются. В почете и бортовые грузовики, и промтоварные фургоны. Спросом пользуются прицепы и компрессорные станции — их нередко сдают в аренду. Востребованы и другие виды коммерческого транспорта. Но что касается микроавтобусов и автобусов — их редко одалживают даже за деньги. Чаще всего сами хозяева ищут подработку на междугородних маршрутах. Если «колеса» позволяют, столичные жители предлагают услуги водителя для проведения трансферов и экскурсий.



Сервис и традиции вождения

Любопытно наблюдать за организацией сервиса. Если это не СТО фирменной сети, то частный гараж или арендуемый бокс со специалистом в виде «дяди Отара» или «дяди Шалико». Частенько тут делают ремонт и ТО по записи, а нужные детали и компоненты привозят посыльные на подхвате — друзья, знакомые или родственники сервисного гения. Новые запчасти из магазина обычно используют только в том случае, если других не найти. А зачем платить больше, если можно платить меньше?! И все, у кого руки растут из правильного места, предпочитают простейшие виды обслуживания и ремонта выполнять своими силами. При этом держать автомобиль в состоянии «с иголочки» здесь не привыкли: чем больше «шрамов» и шпатлевки на кабине — тем больше уважения: значит, человек при деле и ему некогда наводить марафет.



Грузия на колесах


1050 Уж если грузить автомобиль — так с горочкой!



Грузия на колесах

«Волга» с приваренным багажником: средства производства здесь не жалеют




Отдельно хочется сказать про дорожные традиции. Сплошная линия, даже двойная — не повод остановить генацвале при совершении обгона или маневре в нужном ему направлении. При выезде на главную дорогу и перестроении многие в зеркала не смотрят: если есть помеха — обязательно посигналят. Ради пассажира водители могут пересечь сразу несколько полос, рискуя совершить групповое ДТП. В таких «собирашках» может оказаться по пять-шесть машин.



Грузия на колесах

Микроавтобус как средство заработка



 Грузия на колесах

Частный извоз — сделка обоюдовыгодная


Грузия на колесах

Турецкий автобус Isuzu Turquoise в частной собственности



Частные таксисты без лицензии — самая сговорчивая категория подрядчиков. Обязательно спросят вас, на сколько дней вы приехали, и обязательно постараются угодить — дабы получить заказ на транспортное сопровождение на весь срок вашего пребывания. В качестве приманки пойдут не только анекдоты и рассказы о Грузии, но и подарки в виде сосуда с чачей или бутылочки домашнего вина. И если вы понравитесь таксисту — сделано это будет  по-грузински, от души! Только уж и вы ответьте взаимностью: не считайте мелочь и чаще не берите сдачу — и будет вам счастье!



Грузия на колесах

 Типичная картина в час пик



Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора



все статьи