техники, и в ряде случаев установлен в преде-
лах от –50 ºС до +65 ºС. Неудивительно, что
число сторонников газомоторных грузовиков
и автобусов в России неуклонно растет.

В декабре 2015 г. один из активных участ-

ников государственной программы развития
газомоторного транспорта, компания Volgabus
выпустила 500-й автобус, работающий на
метане. Федеральная программа субсидиро-
вания по принципу софинансированиястиму-
лирует регионы РФ обновлять общественный
транспорт за счет пополнения метановыми
версиями. Немало примеров использования
сжатого природного газа и на грузовой техни-
ке, на которую также распространяются
льготы– взять хотя бы коммунальный транс-
порт на шасси российского производства. Но
в последнее время красные металлические и
неокрашенные баллоны из композитных
материалов встречаются на седельных тягачах
российского и зарубежного производства,
автосамосвалах и шасси, автобусах разных
классов. Как ни крути – тенденция!

В то же время, сегмент газомоторных

транспортных средств в РФ пока не сфор-
мирован. Да, перспектива и емкость рынка
огромна, но есть сдерживающие факторы,
завязанные на интересы поставщиков газа,
собственников АГНКС. Тем не менее, экс-
перты едины во мнении: спрос на газомо-
торные грузовики и автобусы будет расти.

Грузовики нА метАне и дизеле

Палитра современных коммерческих

транспортных средств интересна тем, что
есть немало образцов техники с метан-
дизельным оборудованием. Их система
питания позволяет работать мотору как на
смеси сжатого природного газа (метана) и
дизельного топлива, так и на только на ДТ
(при отсутствии газа). Таким, например,
является дебютант осени 2015 г. вахтовый
автобус «Урал NEXT» (6х6) с заводским
индексом модели 32551-5013-71.

На этой «вахтовке» установлен 240-силь-

ный рядный двигатель ЯМЗ-53622.10 с вос-
пламенением от сжатия, отвечающий нор-
мам Евро-4. По сути, это дизель, доработан-
ный для работы на смеси метана и ДТ.
Объем топливного бака составляет 300л,
азапас сжатого газа почти втрое больше–
892 л. Этот объем голубого топлива сосредо-
точен в четырех баллонах по 123 л и впяти
баллонах по 80 л. Среднее соотношение
расхода дизельного топлива и газа равно
40:60. Одной полной заправки хватает для
того, чтобы обеспечить пробег в1670км.

Премьерой сезона стал и газодизельный

тягач КАМАЗ-549005 (4х2) с новой кабиной на
каркасе Mercedes-Benz Axor. Бак для ДТ рас-
положен на левой стороне рамы, баллоны для
газа – на правой. Их присутствие скрывают
боковые обтекатели. Сам тягач может исполь-

зоваться как для дальнемагистральных и
региональных перевозок, так и для транспор-
тировки строительных грузов.

Примеры аналогичных решений есть и на

реализуемых в России иномарках, напри-
мер, на седельном тягаче Volvo FH Метан-
Дизель (4х2). Он оснащен двигателем Volvo
D13C мощностью 460 л.с. экологического
класса Евро-5. В систему питания включен
D-образный алюминиевый топливный бак
вместимостью 690 ли газовые баллоны с
левой стороны объемом 552 л. Запас хода в
технических параметрах не указан, посколь-
ку (по словам представителей компании) он
сильно зависит от стиля вождения, профиля
дороги, скорости движения, погодных усло-
вий и прочих факторов. Но, зная экономич-
ность шведских моторов, можно предполо-
жить, что он достаточно внушительный.
Впрочем, главное даже не сам пробег без
дозаправки, сколько сниженные расходы на
топливо. Хотя разница в стоимости Volvo FH
Метан-Дизель по сравнению с дизельным
аналогом составляет 30 тыс. евро. С учетом
текущего курса европейской валюты по
отношению к рублю ценовая разница весьма
ощутимая....!

(Расширенную версию статьи читайте

на сайте ap-st.ru или с мобильного

устройства с помощью QR-кода)