- Начнем с простого вопроса: поче-

му об особенностях работы с гос-
компаниями стоит говорить особо?
Взаимодействие с ними настолько
отличается от работы с коммерче-
скими компаниями?

- В России по-прежнему значительная

часть хозяйственной деятельности в стране
приходится не на коммерческие структуры,
и это данность, которая сложилась истори-
чески. Действительно, традиционно мы
всегда говорили о заправке топливом ком-
мерческого транспорта. И вот настало время
поговорить о заправке некоммерческого
транспорта, то есть о том, что можно обоб-
щенно назвать госуслугами. Подчеркнем,
что под этим подразумеваются федераль-
ные и муниципальные государственные
предприятия, а также предприятия субъек-
тов федерации.

Вопрос перехода на цивилизованные

способы заправки для них особенно актуа-
лен, потому что если никому из коммерче-
ских перевозчиков уже не надо объяснять,
что такое топливные карты, то сейчас, при-
езжая на обучение в довольно крупные
предприятия, мы видим, что тут с такими
способами знакомы не все.

Возьмем, для примера, управление бла-

гоустройства и озеленения одного из круп-

нейших городов в Подмосковье, где груст-
ный директор вместе с главным бухгалте-
ром вы слушивают все, что им говорят о
пластиковой карте и отвечают: «Знаете,
наверное, нам это и не нужно. Мы вот тут
потихонечку по ведомостям заправляемся
и, наверное, так и будем заправляться».
Сразу расскажу о концовке этих перегово-
ров. Когда они, наконец, понимают,  что
собственно им дают топливные кар ты, от
какого первобытного ручного труда они их
избавляют, то приходят в изумление и за -
канчивают переговоры фразами: «Адавайте
вы нам еще масла будете поставлять по
госза ка зу и еще технологические жидко-
сти, и еще запчасти!».

- И как скоро заправка по ведомо-

стям станет анахронизмом?

- Переход на цивилизованные способы

произойдет неизбежно и очень быс тро.
Причина, прежде всего объективная – госу-
дарство, президент России жестко требуют
сократить госрасходы. И в этом направлении
очень много делается, то есть приняты госу-
дарственные законы в соответствии, с кото-
рыми и происходят торги и закупки. Но
когда мы говорим о топливе, тут есть одна
большая особенность – если чиновники поз-
воляют себе умножать себе цены кратно, то
есть изменяя в совершенно неразумную сто-
рону стоимость закупок по каким-то другим
позициям (автомобили, запчасти), то на топ-
ливе это сделать невозможно. Каждый
человек, который едет по дороге, видит,
сколько стоит топливо. И разница в цене
может составлять ну максимум 5 процентов.
Вот весь разбег, который существует в госза-
купках топлива: не важно – по картам, по
талонам, по ведомостям, но дальше начина-
ется самое главное – дальше начинается его

бесконтрольное расходование. И здесь речь
идет уже не о 3–5процентах, здесь речь
идет уже о десятках процентов. И можно
сколько угодно восклицать: «Сократите рас-
ходы! Сократите хищения!», –  но если у вас
нет механизма контроля, механизма учета, то
это так и останется на уровне восклицаний
на собраниях, на совещаниях, в приказах. И
использование современных топливных
электронных способов – топливные карты,
электронные топливные талоны для учета
выдачи топлива – это и есть путь привести
нормирование к цивилизованному совре-
менному уровню.

- Сразу же возникает вопрос по

прозвучавшему свежему слову –
«топливные талоны». Потому что
про карты вроде бы уже как при-
вычно, а вот электронные талоны –
это новинка?

- Со времен Советского Союза для

заправки государственных предприятий
традиционно использовались бумажные
топливные талоны. Это достаточно простая
форма учета, нормирования, если бы не две
главных проблемы. Проблема первая – лег-
кость подделки, и проблема вторая – это
развитие хищений, связанных с талонами:
их можно пустить второй раз в оборот, их
можно перепродать. И, пожалуй, еще
третья проблема – это ручной труд: их хра-
нение, раздача, их последующая инкасса-
ция с АЗС, их пересчет и гашение. В силу
того, что они действительно все равно для
многих очень удобны, они живы по настоя-
щую пору. Их пытаются защищать сред-
ствами защиты (штрих-кодами, голограм-
мами) но от подделок это не спасает.
Икомпания «Инфорком» первой сделала
электронный топливный талон.

гсм

42

топливный тАлон  

для ГоСкомпАнии

Мы встретились с генеральным

директором компании

«Инфорком» Михаилом Никиным,

чтобы поговорить обо всех

преимуществах, которые дают

современные технологии

заправки топлива для

государственных компаний.

Вадим ПОПОВ