вить и на цельнометаллические фургоны гру-
зоподъемностью 3,5 т.

по-немецки или по-руССки?

На здании, в котором собирают новый мо -

тор, висит крупный логотип ЯМЗ-530. Дело в
том, что оба производства (ЯМЗ и Mercedes-
Benz) соседствуют друг с другом. Площадь це -
ха по сборке ОМ646 занимает 6300 м2, на ко -
торых установлено 43 ед. производственного
оборудования – преимущественно станков и
ли ний европейских фирм. Номенклатура про-
изводства составляет четыре позиции, а тех-
нологических процессов – семь. Штат насчи-
тывает 94 человека, в т.ч.16 сотрудников РСС.

Линия сборки двигателей и подсборки го -

ло вок блока цилиндров перекочевала в Яро -
славль из Мангейма. И это не только «отверт-
ка»: в российском цехе ЯМЗ производят рас-
предвалы, блоки цилиндров и головки блока
цилиндров в том числе и на экспорт. За гот -
овки из серого чугуна поступают из Германии
от фирмы Fritz Winter. Уровень качества гото-
вой продукции – высочайший: например,
допуск внутри цилиндра составляет ±0,003 мм,
что тоньше человеческого волоса. 

Цех сборки ОМ646 может работать в три

смены, но пока трудится в одну. Текущий план
производства составляет 20–30 двигателей в
день. Максимальный объем ежедневных за -
казов – 35 двигателей, но при росте спроса он
может быть увеличен вдвое. В смену ра ботают
10–12 человек (больше пока не требуется).

На важнейших участках используется доку-

ментация и информация на двух языках – рус-
ском и немецком. И скрупулезный немецкий
подход доминирует. 

техничеСкие отличия

Новый 4-цилиндровый рядный дизельный

двигатель модели ОМ646 с четырьмя клапа-
нами на цилиндр построен на платформе
предшественника рабочим объемом 2148 см3.
Переход от Евро-4 к Евро-5 потребовал серь-
езной доработки многих компонентов. В итоге
кроме базовой версии мощностью 80 кВт
(109л.с.) заказчикам стала доступна модифи-
кация с потенциалом 100 кВт (136 л.с.).

На двигателе ОМ646 Евро-5 появился элек-

тронный блок управления с новым программ-
ным обеспечением. Для оптимизации сгора-
ния топлива, облегченного пуска зимой и
более мягкой работы мотора, был изменен
алгоритм впрыска топливной смеси. Это по -
зво лило добиться лучших тяговых характери-
стик, особенно на малых оборотах. Теперь при
ускорении дополнительные порции впрыска
топливо-воздушной смеси обеспечивают бо -
лее плавное нарастание тяги. При этом рабо-
тает мотор тише, и вибрации уменьшились.

В конструкции силового агрегата уровня

Евро-5 с EGR (без мочевины) используется
новый блок цилиндров с измененной геомет-
рией. В работе происходит 9 циклов впрыска,
степень сжатия осталась прежней. Доработка
коснулась также модернизированных датчи-
ков давления и температуры – они точнее
сни  мают показания, что оптимизирует работу
двигателя и продлевает срок его службы.
Улучшенный сажевый фильтр задерживает
больше твердых частиц. Катализатор рецирку-
ляции выхлопных газов (EGR) обеспечивает
большую степень очистки выхлопных газов.
Такая комбинация оборудования позволяет

мотору ОМ646 соответствовать нормам Евро-5.
В частности, по результатам испытаний FTC
выбросы СО2 снизились на 73%, выброс вред-
ных веществ от заявленных норм уменьшен по
СН на 94,7%, по оксиду азота NOy – на 14,5%.
Конструкторы применили новый датчик поло-
жения коленчатого вала, улучшенный маховик
и усовершенствованный интеркулер. Это поз-
волило оптимизировать показатели горения
топливо-воздушной смеси и повысить КПД
двигателя. Доработанный интеркулер увели-
ченных размеров позволил ускорить тепло-
отдачу, что также позитивно сказалось на
показателях горения топливо-воздушной
смеси. За счет этого мощность двигателя уда-
лось поднять на 27 л.с. На ОМ646 применена
адаптированная система охлаждения и более
мощный вентилятор радиатора кондиционера.
Последний обеспечивает более эффективное
понижение температуры воздуха в салоне
автомобиля.

Большая модернизация силового агрегата

не усложнила сборку: число операций оста-
лось прежним. Данный фактор позволил из -
бежать дополнительного удорожания. По иро-
нии судьбы новый мотор Mercedes-Benz кон-
курирует с продукцией «Автодизеля» (в
Ярославле собирают ОМ646) и завода ГАЗ (в
Нижнем Новгороде производят Sprinter
Classic). В то же время, использовать мерсе -
де совский двигатель, скажем, на «ГАЗели
NEXT», не планируется. Прием заказов на
ОМ646 Евро-5 открыт с 15 ноября 2015 г., а
продажи стартовали 1 января 2016-го…

(Расширенную версию статьи читайте

на сайте ap-st.ru или с мобильного

устройства с помощью QR-кода)

автокомпоненты

47

В настоящее время в цехе немноголюдно…