неужто незАменимы?!

Производители и поставщики систем мони-

торинга транспорта на российский рынок в
один голос уверяют, что их услуги незамени-
мы. Сейчас с этим можно согласиться, но еще
10 лет назад многие иностранные устройства
работали только в западной части России и в
лучшем случае охватывали путь до Москвы.
Далее была «слепая» зона.

В настоящее время рынок наполнен систе-

мами передачи данных как для конкретных
марок автомобилей, так и универсальных
мультибрендовых «для всех». Есть устройства
непосредственно от производителей подвиж-
ного состава и от производителей электрони-
ки. Существуют системы только для грузови-
ков нового поколения с бортовыми компьюте-
рами определенного уровня и те, что можно
ставить даже на старые автомобили, прицепы
и полуприцепы.

Техника европейских заводов представлена

системами мониторинга: FleetBoard – для
немецких грузовиков Mercedes-Benz, SFM –
Scania Fleet Management для шведских боль-
шегрузов данной марки, Dynafleet – для скан-
динавских машин Volvo Trucks, IVECONNECT
Fleet – для итальянских автомобилей IVECO,
Optifleet – для новых и подержанных «францу-
зов» Renault Trucks. Даже для транспортных
средств «Большой семерки» некоторые пере-
возчики приобретают не оригинальные, брен-
дированные тем же товарным знаком, а аль-
тернативные системы мониторинга – получа-
ется дешевле.

На рынке присутствуют российские  и зару-

бежные продукты, а именно: Sputnik AutoPark,
Voyager, Traffic System, AutoTracker, ГЛО-
НАСС/GPS и др. Укаждого комплекса есть
свои особенности, но функционал во многом
схож: отследить местоположение транспорт-
ного средства, зафиксировать остановки,
время работы двигателя, использование бор-
товых электронных систем, расход ДТ, пред-
отвратить попытки слива топлива, исключить
хищение груза и автомобиля или автопоезда.
Стоимость этих помощников разная, как раз-
ной является и эффективность использова-
ния. Отечественные системы мож но приобре-
сти по цене от 8 до 20 тыс. руб., им порт ные –
за 2,5–3 тыс. евро. Но это только стоимость

самого «железа», а есть еще и абонентская
плата – как правило, ежемесячная. По рос-
сийским системам она составляет450–600
руб., по импортным – 1000–3000 руб.

Все применяемые в России системы спут-

никового мониторинга коммерческого авто-
транспорта соответствуют требованиям при-
каза Министерства транспорта РФ №285.
Уних большой гарантийный срок (как пра-
вило, 5лет). В известных пределах «всеви-
дящее око» можно настроить под требова-
ния конкретного заказчика. Базовые функ-
ции оборудования совпадают: определение
текущего положения транспортного сред-
ства, отражение расхода и уровня топлива в
баке, фиксирование скорости и пройденного
расстояния, протоколы о нарушениях без-
опасного управления, история маршрута.
Различия кроются в широте функций и глу-
бине анализа, способности работы с чужим
оборудованием и возможностью модерниза-
ции системы и др. Срок окупаемости спутни-
ковых систем мо ниторинга составляет от трех-
четырех до шес ти-восьми месяцев по отече-
ственным ком плектам и от семи-восьми меся-
цев до го да по импортным. Срок службы
устройств сопоставим со сроком службы ком-
мерческого автотранспорта, и даже превыша-
ет его. Зато ис пользование электронных
помощников да ет вполне ощутимый резуль-
тат: расход топлива можно сократить на
величину 15–20%, а при определенных видах
грузоперевозок – на 30–40%. Издержки на
содержание автопарка удается снизить на 20–
25%, а в от дельных случаях – даже на 40–
50%. По опыту, даже в непростых дорожно-
климатических условиях эксплуатации в РФ
вполне реально уменьшить пробег грузовиков
на 10–20%, а в лучшем слу чае – даже на 30–
40%. Затраты на сотовую связь можно умень-
шить на 50–60% и более.

FLeeTBoard для звезд

Одним из первых систему мониторинга ав -

то парка стал продвигать Mercedes-Benz. В на -
чале нулевых годов вместе с двумя коллегами
ведущих транспортных СМИ РФ мне довелось
несколько раз подряд съездить в Германию
на семинары и лекции по фирменному про-
дукту компании – FleetBoard Time
Management. Речь шла об использовании

грузовыеперевозки

53

Современные системы

мониторинга транспортного парка

позволяют отслеживать важнейшие

параметры эксплуатации. Передача

данных от автомобиля в

диспетчерскую делает перевозки в

разы безопаснее и эффективнее на

20% и более. В итоге повышается

рентабельность доставки грузов и

растет прибыль владельца

подвижного состава. Сегодня этот

инструментарий доступен

российским транспортникам,

независимо от того, грузовики какой

марки они используют. В данном

обзоре мы рассмотрим самые

распространенные системы для

установки на коммерческие машины

разных брендов.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото производителей