свое существование в 1926 г., всего спустя
20 лет с момента регистрации.

105 лет
В 1911 г. фирма Августа Хорьха Audi выпу-

стила однотонный пикап модели Bt, осна-
щенный двигателем мощностью 28 л.с.
Через год фабрика в Цвиккау выпустила
первый грузовик Ct грузоподъемностью
3,5т. Он имел деревянные диски колес,
литые шины, закрытую кабину и тент,
закрывающий верхнюю часть кузова. Под
капотом стоял 4-цилиндровый двигатель
рабочим объемом 3560 см3, развивавший
мощность в 35 л.с. Автомобиль продержался
в серии 16 лет, практически до закрытия
грузового производства в 1928 г.

100 лет
В 1916 г. сообщество грузовых брендов

пополнилось британской маркой AEC. Она
принадлежала зарегистрированной в Лон -
доне «Ассоциированной компании подвиж-
ного состава»: AEC – Associated Equipment
Company. Поначалу она занималась выпус-
ком автобусов. Ровно 100 лет назад АЕС
выпустила первый трехтонный грузовик
модели Y с двигателем мощностью 30 л.с.
Спустя год появилась 45-сильная версия
АЕС YA, и далее производство грузовых
машин стремительно нарастало: уже к
1919г. суммарный парк выпущенных трехто-
нок достиг 10 тыс. ед. Фирма прекратила
свое существование в 1979 г.

95 лет
В 1921 г. в Нью-Йорке прекратила суще-

ствование фирма Atlantic, основанная инже-
нером Артуром Слейдом девятью годами
ранее. В истории автомобилестроения этот
бренд ассоциируется с электромобилями

грузоподъемностью от одной до полутора
тонн. Цепной привод работал от свинцово-
кислотных аккумуляторных батарей, обес-
печивавших динамику на уровне 24 км/ч и
запас хода по ровным дорогам с твердым
покрытием до 80 км.

90 лет
В 1926 г. молодой автопром СССР изгото-

вил 366 грузовых автомобилей. Уже через
10 лет, в 1936-м, выпуск грузовиков вырос
почти в 360 раз и достиг 131546 ед. Кроме
того, предприятиями отечественного авто-
прома было изготовлено 1263 автобуса и
3679 легковых машин.

Фирма Bean Cars из Типтон/Дадли

(Великобритания) начала выпуск 1,25-тон-
ных грузовиков, оснащенных моторами
мощностью 32 л.с. Через пять лет она изго-
товила пикап New Era грузоподъемностью
1т, но бизнес не пошел, и в 1932-м компа-
ния прекратила свое существование.

85 лет
После мирового экономического кризиса

1929 г. итальянская компания Alfa Romeo
подписала соглашение с немецкими про-
изводителями Bussing и Deutz о лицензион-
ной сборке грузовиков на заводе в Портелло,
что в окрестностях Милана. В 1931г. здесь
изготовили первый шеститонный капотник
Alfa Romeo 50 (он же Biscione) – точную
копию двухосного Bussing-NAG 50 с двига-
телем Deutz мощностью 85 л.с. Сразу после
войны появилась модель 1946 г. Alfa Romeo
900 с колесной формулой 6х2, у которого
третья ось с односкатными шинами была
управляемой. Производство итальянских
грузовиков велось до 1989 г., после чего
марку Alfa Romeo носили только легковые
автомобили.

61

Наступивший 2016-й год на редкость
богат круглыми датами применитель-
но к летописи советского, российского
и мирового автопрома. Продолжая
начатые в 2014 г. обзоры «Однажды
много лет назад», мы расширяем
сферу исторического охвата. Теперь в
них будут включены не только юбилеи
инженеров, заводов, отдельных моде-
лей автомобильного транспорта, но
также отрезки времени с принятия
важнейших постановлений, проведения
испытаний, организации автопробе-
гов. Не будут забыты и другие аспек-
ты истории коммерческого авто-
транспорта.

Александр КАЛУГИН

эволюция