контуру конструкции значения не имеет.
Такелажникам достаточно подвести прочные
поясные ремни под корпус лодки, в нужных
местах уложить подкладки для уменьшения
нагрузки на изгибы корпуса лодки и, собст-
венно, поднимать ее вверх.

С подъемником жизнь хороША...

Упомянутые выше мобильные пневмошин-

ные краны являются самоходными судовыми
подъемниками докового исполнения. К при-
меру, яхтенные краны Ascom серии ВНТ пред-
назначены для операций по спуску/подъему
яхт с площадки специального сухого дока.
Небольшие рельефные или искусственные на -
клоны им под силу, но частичное погружение
колес в воду исключено. Для работы в воде по
наклонному слипу есть амфибийные (погру-
жаемые) самоходные судовые подъемники
серии ATS. По конструкции они почти такие
же, как ВНТ, но с возможностью работы без

потери устойчивости и производительности
до 8%, а в некоторых случаях в опционе с пре-
одолением угла наклона до 14%.

Независимо от производителя практически

все П-образные яхтенные краны, имеют об -
щую конструкторскую школу. Ходовая база
строится на 4-точечном колесном контуре с
одинарной ошиновкой каждого пилона в лег-
кой размерной группе, двойными шинами в
средней и тяжелой группе судоподъемников
и даже с четырехколесными тележками на
каждой стойке в супертяжелом (600–1000 т)
грузоподъемном диапазоне.

К примеру, итальянские мобильные средне-

размерные подъемники серий ВНТ и ATS гру-
зоподъемностью от 160 до 400 т имеют сдво -
енную ошиновку (8 колес с механизмом само-
коррекции для увеличения маневренности на
поворотах). Два колеса являются ведущими.
Ходовая получила пропорциональ ное/неог -
ра ниченное количество скоростей при

выполнении маневров и в движении. Для
оптимального распределения нагрузки и
удельного давления на причальные подмо-
стки или наклонный слип такие машины
име ют восемь точек строповки с приводом
от четырех независимых лебедок, работаю-
щих в синхронном режиме. О бортовой авто-
матике системы защиты от перегрузки и
легкости управления с помощью двух мно-
гофункциональных джойстиков можно гово-
рить много. 

Последнее поколение лодочных подъ-

емников с гибким подвесом имеет дубли-
рующий пост управления с поясного радио-
частотного ДПУ. Если раньше для точного
позиционирования машины с подвешенной
на гибких стропах лодкой приходилось при-
влекать еще людей, которые во избежание
столкновений с другими объектами на при-
чале (возле дока, эллинга) и повреждений
машины и груза корректировали движение
голосовыми командами, то теперь это не
нужно. Отныне оператор выбирает наиболее
подходящее место для управления, имея
возможность перемещаться вокруг крана и
с любой точки вести машину. Поясной блок
дистанционного ПУ (1.8 кг) является умень-
шенной копией основного поста управле-
ния. Там расположен клавишный переклю -
чатель пуска дизельного двигателя, джой-
стик для перемещения вперед-назад и
подъема-спуска, джойстик для установки
точек подъема и рулевого управления,
четыре переключателя на каждую из четы-
рех лебедок, три селектора для различных
функций, один переключатель-акселератор,
переключатель для выбора скорости (высо-
кая-низкая) и кнопка аварийной остановки.

Практически все разработчики начали

применять такой функционал, но первым
его внедрил для нужд судоподъема упомя-
нутый выше и хорошо знакомый в России
Ascom. К слову, изготавливаемый сейчас в
Италии для Новороссийска 450-тонный
судоподъемник BL Travel Lift тоже имеет
радиочастотный канал дистанционного
управления.

(Расширенную версию статьи читайте

на сайте ap-st.ru или с мобильного

устройства с помощью QR-кода)

спецперевозки

81

Подножка поста стоячего поста управления
судоподъемника BFMII 25 (Москва, «Крокус
Экспо»)