скачков на балансе российских предприятий
находились 52 мобильных комплекса, в т. ч в
Москве – 27 машин (11 ед. модели 80-PD,
15ед. – 60-PD и 1 ед. – 20-PD), вМос ков ской
области 2 машины (135-PD и 80-PG), в Санкт-
Петербурге 12 машин (1 ед. – 135-PD, 7 ед. –
80-PD, 2 ед. – 60-PD и по одной 135-PG и 80-
PG). Морской порт Санкт-Петербурга держит
60-PD для собственных нужд. Три снегопла-
вильные мобильные си стемы эксплуатирует
Самара (одну 80-PD и две 60-PD), по две пе -
редвижки имеет Казань (80-PD) и Влади вос -
ток (60-PD). По одной «шестидесятке» ра -
ботает в Новосибрске и Кемеровской области.
Даже Мурманск прирос одной мобильной
установкой 80-PD.

Канадские двухтопливные (солярка или

газ) снегоплавильные машины используют в
своей конструкции погружную горелку по
схеме непосредственного контакта продук-
тов сгорания с водой и снегом в плавильном
котле. Такая снегоплавилка может ра ботать
без предварительного заполнения бункера
водой, т. к. разработчики применил специ-
альную форму форсунок (горелок). 

Производительность солидная. К приме-

ру, упомянутая 60-PD может за час прогло-
тить 69т снега. При плотности снега 0,3 т/м3
это 200м3массы. Такое количество снега
могут подвести 15–16 самосвалов КАМАЗ:
выгрузка у бункера  примерно каждые 4–
5минут. Печка с такой массой справляется
на раз – горелка в среднем выдает
12245000кДж/час.

что тАкое хороШо и что тАкое плохо

Система утилизации снега в зоне уборки

позволяет не только сэкономить до 60%
средств налогоплательщиков относительно
старой технологии вывоза снега за город са -
мосвалами, но и в 2–3раза убыстряет очистку
территорий от снега. Правда, импортная тех-
ника пока не востребована: при нынешнем
валютном колебании машины и установки
отечественного производства в несколько раз
дешевле импортных. Наши разработки во
многом скопированы, но без заумных интел-
лектуальных систем автоматизации и борто-
вых компьютеров. Есть у нас ноу-хау. 

В Питере, как и в Москве, «мартены» рабо-

тают круглосуточно. Стационарные снегопла-

вильные пункты (ССП) ГУП «Водоканал Санкт-
Петербурга» для утилизации снега в снего-
приемных камерах используют тепло сточных
вод, которые даже зимой имеют температуру
около 16 град. Образующаяся талая вода по
коллекторам поступает на канализационные
очистные сооружения, где проходит полный
цикл очистки. За сутки десять СПП Во до ка -
нала обрабатывают не менее 59тыс.м3снега.

В люк канализации сливают талые воды и

передвижные снегоплавильные надстройки
на автомобильном шасси или прицепных
системах. Для разрушения снега плавильные
бункеры получают горячую воду от труб нагре-
того горелками теплообменника. Могут быть
бункеры с сухой загрузкой, без горячей воды,
но с горелками специальной конфигурации. 

Российские машины конструкторского бюро

экспериментальных машин «Металлист-ОСА»
в своих снегоплавильных камерах использует
тепло от жидкотопливных горелок, установ-
ленных на специальные водогрейные котлы.
Вотличие от некоторых российских произво-
дителей, компания не остановилась на ста-
ционарных и буксируемых снеготаялках, нача-
ла выпускать надстройки для автомобильных
шасси КАМАЗ, выдав потребителям модель
УМС с горелками Giersch (Германия). Это пол-
ностью автономные станции, они оперативно
перемещаются к месту работы, плавят снег на
ходу, перекачивая талую воду в автоцистерну
на прицепе.

Свою нишу на российском рынке удержи-

вают установки серии СТМ «ВНИИ строй дор -
маш» (Москва), «Горыныч» из Питера. Вы -
деляются снеготаялки «ТОТЕМ» группы ком-
паний «ВТК-Пром». Уних самый высокий КПД
среди аналогов (около 90%). Этого удалось до -
стичь за счет теплообменников из нержавею-
щей стали, высокая теплопроводность ко то -
рой дает преимущества. Площадь поверхно-
сти теплообменников там больше любых ана-
логов за счет их сложной конструкции и
формы. К тому же использование только
нержавеющей стали позволило снизить тол-
щину стенок теплообменников, что также
повышает КПД изделия. 

(Расширенную версию статьи читайте

на сайте ap-st.ru или с мобильного

устройства с помощью QR-кода)

спецавтотехника

89

Строительный самосвал Volvo FMX 440 (8х4)
за одну ходку доставляет не менее 20 кубо-
метров снега