ПАО «Приморавтотранс» – одно из крупней-

ших автотранспортных предприятий России,
существует уже более 75 лет, 30 лет его воз-
главляет Вячеслав Михайлович Мартыненко.
В канун своего 70-летия, которое он отметит
4августа, Вячеслав Михайлович побеседовал
с корреспондентом.

– Вячеслав Михайлович, расскажите, как

пришла идея стать автотранспортником?

– Случайно. К окончанию школы у меня уже

было три специальности: токаря, автослесаря
и водителя. Водителем я и пошел работать в
местный леспромхоз. Мне поручили старень-
кий ГАЗ-51. Двигатель у него барахлил, я его
перебрал, но тут вал застучал – машина вста-
ла. Неделю всего отработал. Начальник гово-
рит: мол, иди отдохни, пока вопрос с машиной
решается. Тут мне отец и посоветовал даром
время не терять, а отправить документы в Ха -
баровский политехнический институт. Спустя
неделю пришел вызов на сдачу экзаменов… 

Учеба давалась легко. После выпуска мне

предложили ос таться в институте. Я должен
был защищать кандидатскую в Саратове, но
по семейным об стоятельствам нужно было
ехать в Приморье. Так я попал в Даль не гор -
ское автотранспортное предприятие.

– И здесь Вы оказались в своей стихии?
– Я прибыл в Дальнегорск с направлением

на должность начальника отдела научной ор -
ганизации труда. Но директор автопредприя-
тия Борис Сергеевич Новиков сказал: «Нет у
нас такого отдела. Иди мастером. Ты знаешь
это дело, хорошим специалистом будешь». Так
я стал мастером моторно-агрегатного участка
текущего ремонта грузовых автомобилей. За
восемь лет работы в Дальнегорске прошел
путь от мастера до заместителя начальника
ав тотранспортного объединения

– Если бы лет 50 назад Вам сказали, что

возглавите крупнейшее на Дальнем Востоке
предприятие, поверили бы?

– Нет, конечно. У меня не было стремления

к карьерному росту. Я просто хорошо выпол-
нял порученную мне работу, а карьера шла са -
ма. И назначение меня руководителем Даль -
не восточного транспортного управления стало
неожиданностью. Я тогда находился в Москве
на совещании, после него начальник глав ка

Тимур Аркадьевич Татишвили  сооб щил, что
ме  ня хотят назначить на эту должность. А я
ему говорю, что лучше бы главным инжене-
ром– мне это ближе. Он рассмеялся. Не взду-
май, говорит, при министре такое сказать, а то
пойдешь куда-нибудь главным ин женером и
надолго… Министр Юрий Сухин мою кандида-
туру одобрил. Так я возглавил ДВТУ.

– В 39 лет Вы стали начальником транс-

портного гиганта с более 20  предприятиями
по всему краю и 17 000 работников. Сложно
было управлять таким количеством людей?

– Тогда на каждую систему управления был

настроен аппарат. Существовал огромный
штат контрольно-ревизорской службы. Госу -
дарство следило, чтобы денежные средства
не ускользали в личные карманы. Это сейчас
трудно, а в то время – нет, не было сложно.

– Говорят, то были времена застоя…
–  Какой там застой! В автотранспортной

системе это были золотые времена. В 70-х на -
ши предприятия процветали, в 80-х мы про-
должали строить и созидать. Я попал в «При -
мор автотранс» в годы его стремительного раз-
вития. Министр автомобильного транспорта
Ев гений Трубицын не жалел де нег на эту сфе -
ру. За несколько лет мы по стро или нес колько
автовокзалов и станций, двенадцать много-
этажных домов для своих со трудников…

– Тогда ведь предприятие занималось не

только автоперевозками?

– Как-то партия поставила нам задачу:

обес печить каждого трудящегося тремя кило-
граммами мяса в год. У нас же выходило
грам мов тридцать на душу. В Дальнегорском
ПАТО мы разводили кроликов, а в Уссурийске
держали пару-тройку свиней. На Совете ми -
нистров СССР я выступил с речью о нецелесо-
образности держать на автопредприятиях
свинарники – и выслушал резкую критику от
ми нистра, и на очередной коллегии меня чуть
не сняли с должности. В итоге дали два года,
что бы исправить ситуацию. По истечении этого
сро ка министр транспорта прилетел на Даль -
ний Восток, чтобы лично проверить, как мною
выполнен наказ партии. И… остался доволен. 

– Вячеслав Михайлович, большая Ваша

заслуга в том, что во времена перестройки Вы
сумели сохранить целостность предприятия,
не дав растащить все по частям…

– Не могу сказать, что это мои заслуги.

Просто за моими мыслями пошли люди. Не
все. Те, кто хотели вырвать кусок для себя, –
ушли сразу. Таких было немного. Большинство
все же остались. И за это огромное спасибо,
прежде всего, директорскому корпусу «При -
мор автотранса». Помню, когда у нас хотели за -
брать Уссурийскую автоколонну, то весь его
коллектив, а это более тысячи сотрудников,
вы шел на забастовку. Требования были про-
сты: сохранить их в системе «Примор авто -
транс», иначе люди отказывались работать.
Властям пришлось согласиться. К сожалению,
мы не все тогда сумели отстоять, к примеру, от
нас отошли таксомоторные перевозки, авторе-
монтные заводы, строительство… 

– Открытое и откровенное разграбление

государственной собственности обострило
криминогенную обстановку. Вам в то время
пытались угрожать или запугивать?

– Было дело, покушались на жизнь. Спасло

мое спортивное прошлое. Когда-то я серьезно
увлекался классической борьбой, даже полу-
чил кандидата в мастера спорта. Сумел дать
отпор, в итоге отделался травмами головы:
девять швов тогда наложили. Не только со
мной такое случилось – таких примеров было
много в период приватизации.

– Начало 90-х – это еще и время наведения

мостов между Россией и Китаем. Знаю, Вы
первым на Дальнем Востоке стали строить
автопереходы и прокладывать маршруты в
соседние китайские провинции…

– Это одна из самых больших и значимых

эпох в истории «Приморавтотранса». В то вре -
мя на высшем уровне не смогли найти об щий
язык с Китаем, и политическую инициативу
передали низам. Сотрудничество ме ж ду на -
ши ми странами стало вопросом, не требую-
щим отлагательств. На Дальнем Во стоке в 90-
е годы было плохо со снабжением: не хватало
продуктов, товаров ширпотреба… У нас не бы -
ло тогда цели обогащения, мы хотели связать
две страны взаимной необходимостью. Ми -
нистр Юрий Сухин меня первым послал дого-
вариваться в Китай. Переговоры с иностран-
ными делегациями мы проводили практиче-
ски ежемесячно: то в России, то в Китае. Мы
построили автопереходы и дороги, соединяю-
щие две страны. Запустили по ним маршруты. 

перевозки

45