– И на этом начальном этапе «При -

моравтотранс» стал монополистом в сфере
международных автоперевозок на Дальнем
Востоке?

– Не были мы никогда монополистами.

Первыми наши автомобили пошли лишь  на
открытие маршрута, а следом все остальные.
В течение восьми месяцев в Китай стали хо -
дить более 1 200 автотранспортных единиц, из
них всего 150 от «Приморавтотранса». Мы ни -
кому не чинили препятствий. Это одна из
глав ных черт «Приморавтотранса» –  не быть
мо нополистом и не мешать другим работать.
Порой, такой принцип мешает нашей работе.
Некоторые недобросовестные автоперевозчи-
ки забирают маршруты, которые именно мы
ос ваивали и ходили по ним несколько де -
сятков лет. При этом, они не имеют зачастую
никакой производственной базы, исключают
требования к техническому состоянию транс-
портных средств, безопасности перевозок,
охране труда и режиму работы.

– Как удается «Приморавтотрансу» выжи-

вать в сегодняшних непростых экономических
условиях?

– Мы, как и большинство предприятий в

стране, переживаем экономический стресс.
Но стараемся с достоинством, честно, предан-
но своему делу, преодолевать трудности. Дея -
тельность некоторых автоперевозок для ком-
пании стала убыточной. Особенно перевозка
пассажиров в сельской местности. Но мы ста-
раемся сохранять эти маршруты, перевозим
людей, покрываем свои убытки за счет других
средств. Тревожит нас, что цены на расходные
материалы и горючее растут, а тарифы, уста-
навливаемые администрацией, сильно запаз-
дывают. Тем не менее, покупаем новые авто-
бусы, обеспечиваем пассажиров не просто
транспортом, а безопасным движением.

– От других автотранспортных предприятий

«Приморавтотранс» отличается богатством
тра диций. Пожалуй, самая яркая из них– это
автопробег на ретро-автомобилях… 

– Да, в 1999 году, в честь 60-летия «При -

мор автотранса» был организован автопробег
на ретро-автомобилях, экспонирующихся в
музеях наших автотранспортных предприятий.
Колонна состояла из ГАЗ-М (полуторки), ЗИС-
5, «Урал» ЗИС, ГАЗ-51, ЗИЛ-164 и других. Ре -

тро-автомобили прошли по дорогам При мор -
ского края, их водителями стали ветераны
автомобильного транспорта системы «При -
мор автотранс». С тех пор на каждую юбилей-
ную дату нашей компании мы организуем
такие автопробеги. Крайний проводили в
2014 году на 75-летие «Приморавтотранса».
Осенью нынешнего года хотим организовать
еще один – посвященный столетию со дня
рождения моего предшественника, возглав-
лявшего Дальневосточное транспортное уп -
равление, Человека с большой буквы – Мат -
вея Петровича Клушина…

– В разговорах об истории «При мор ав то -

транса» Вы часто упоминаете своих учителей.
Какими они были? Что главное Вы вы несли,
общаясь с каждым из них?

– Мой первый учитель – директор Даль не -

горского АТП Борис Сергеевич Но ви ков был
че ловеком требовательным, но справедли-
вым. От его внимательного взгляда не усколь-
зала ничто. Он считал, что человеку должно
воздаться по заслугам. Наказывал строго. Но
было бы иначе, не существовало бы и порядка
на предприятии. Именно при руководстве Но -
викова в Дальнегорске возведены основные
объекты транспортной инфраструктуры. 

Что касается Матвея Клушина, тот он был

добрейшей души человек! Мы не могли поз-
волить себе подвести его. Бывало, провинюсь,
а он мне: «Ах, ты этакий мальчишка! До про -
сишься у меня». Это были самые строгие его
слова, но при этом я чувствовал себя настоя-
щим негодяем.

У меня были хорошие учителя и коллеги,

опыт которых хотелось брать на вооружение.
Вот еще, к примеру, Доронин, который рабо-
тал у меня главным инженером, или другой
заместитель – Ширин. Это люди, на которых
смело можно было положиться. Я мог обра-
титься к ним в любую минуту, в любое время
суток – и они быстро, профессионально умели
решить возникшую проблему. От каждого из
них я взял понемногу. Я был тогда молодым,
впитывал все, словно губка. Это сейчас у меня
уже сложившаяся система стереотипов, свои
принципы и твердая позиция в управлении
людьми и предприятием в целом.

– Какие качества Вы цените в своих колле-

гах и подчиненных?    

– Прежде всего, это доброта. Надо ценить и

любить людей, видеть перед собой человека,
а не просто работника. А второе – умение дер-
жать слово и добиваться поставленных целей.
Надо ставить перед собой цели,  идти к ним,
не сворачивая с пути. 

– Вы производите впечатление человека, у

которого, как у опытного стратега, каждый
шаг выверен. А случалось ли действовать по
наитию, доверившись интуиции? 

– Нельзя выверить каждый шаг. У меня ча -

сто возникали ситуации, когда я не знал, как
действовать дальше. И тут вспоминал моего
учителя  Матвея Петровича Клушина. Он гово-
рил: «Не спеши, остановись, подумай…» Я
притормаживал и, как правило, решение при-
ходило само собой, благодаря лю дям, кото-
рые оказывались рядом, или случаю.  

– Вячеслав Михайлович, позвольте немного

о личном… Как Вы считаете, смогли бы
добиться того, что имеете сейчас, если бы не
Ваша вторая половинка?

– Если бы не моя жена Валентина, не было

бы ни моей семьи, ни генерального директора
Мартыненко. Чувствую себя ей обязанным. Так
сложилось, что я всегда действовал по прин-
ципу: прежде думай о деле, а потом о семье.
Но кто-то ведь должен хранить домашний
очаг, создавать в нем уют. Таким человеком и
оказалась Валентина. Ради меня и нашей
семьи она пожертвовала собственной карь-
ерой. Наверное, в этом и кроется секрет се -
мейного счастья. Мы вместе уже 49 лет. В сле-
дующем году отметим Золотую свадьбу.

– Если бы удалось повернуть время

вспять, хотели бы что-нибудь изменить в
своей судьбе?

– Нет, все оставил бы как есть. Един ствен -

ное… Я бы держал ближе к себе своих детей.
К сожалению, из-за нехватки времени мало
уделял им внимания. С годами понял, что это
неправильно. Теперь пытаюсь компенсиро-
вать заботой о внучке. Все свободное время
стараюсь проводить с ней.

– Вы счастливый человек? 
– Да, я счастлив. У меня есть любимая

жена, дети, внуки. Мне 70 лет, а я все еще
нужен этому транспортному гиганту – «При -
мор автотрансу», которому посвятил всю
свою жизнь.

перевозки

46