безопасности и повторение ранее пройденно-
го. Нередко такое обучение занимает день
или два и не имеет ничего общего с многоме-
сячной подготовкой в автошколе. Это разные
вещи. Обычно тренинг включает в себя инс -
труктаж по транспортному средству с показом
важнейших функций и безопасным управле-
нием всеми компонентами. Затем следует
курс обучения техническим основам и теория
экономичного вождения. В обязательном по -
рядке идет упоминание законодательных
норм и специальных предписаний. И если у
нормального человека идет запоминание, то у
индивидуума со способностями ниже средне-
го в голове творится каша. Но времени на
оценку состояния обучаемых у инструкторов
нет, и они добавляют в копилку знаний ответ-
ственность предприятия, понимание рисков
дорожного движения и прочие актуалии.

Любимая и самая полезная часть програм-

мы обучения – сопровождение водителей в
практическом применении на дороге. Обычно
первую поездку по заранее выбранному мар -
шруту водитель совершает так, как он ездит
всегда. Потом наступает период разбора его
ошибок и недостатков, подсказки инструкто-
ров и повторный заезд. В подавляющем боль-
шинстве случаев эффективность повышается

на глазах: растет средняя скорость движения
на контрольном отрезке, уменьшается число
торможений, увеличивается время движения
в зеленой зоне тахометра, расход топлива па -
дает на 5–8%, но бывает на 10% и даже выше.

бИтва без компромИссов

Первое, что удивляет в рамках российских

конкурсов: как правило, никакой специальной
предварительной подготовки никто не прово-
дит и времени для этого не выделяет. Ис клю -
чение составляют этапы «АСМАП Профи», где
водители-международники иногда трениру -
ются на заранее размеченной трассе. Но как
правило, дальнобойщики просто садятся за
руль автопоездов и показывают то, что умеют. 

Правда, бывают и исключения: победитель

национальных соревнований на грузовиках
Scania в РФ в 2014 г. 33-летний Сергей Титкин
вместе с соратниками подготовил аналог тес -
тового участка для маневрирования и гонял
себя до седьмого пота, пока не научился опти-
мально проезжать дистанцию за минимально
возможное время. Но, опять-таки, это исклю-
чение. Откровенно говоря, директорам недо-
суг заниматься таким «творчеством», посколь-
ку это требует отвлечения сил и средств. По
этой же причине боссов приходится уговари-

вать периодически направлять своих водите-
лей на обучение.

Второй аспект водительских дуэлей: даже

после победы на региональном этапе никто не
тратит силы и средства на закрепление успе-
ха! Водитель остается один на один со своей
радостью и на национальный финал едет с
прежним багажом опыта. И даже если он
снова станет первым, у него нет спонсора для
тренировок перед контрольными заездами на
международном суперфинале, уже за грани-
цей. Так было с водителями, участвовавшими
в конкурсах за рулем Renault Trucks, Volvo
Trucks, Scania.  И, наконец, третий аспект кон-
курсов. В Рос сии нет обобщения практики
участия в таких мероприятиях, отсутствует об -
мен опытом уже после соревнований. А ведь у
нас бывали и настоящие успехи. Например,
в2012 г. россиянин Дмит рий Семенов в евро-
пейском финале конкурса молодыого водите-
ля Scania взял в Швеции «серебро»! А будь
поставлена на должный уровень подготовка
лучших хотя бы перед международными со -
ревнованиями – и гимн России при на граж -
дении победителя звучал бы чаще! 

(Расширенную версию статьи читайте на

сайте ap-st.ru или с мобильного устройства
с помощью QR-кода)

подготовкакадров

53