о плохом, давайте, не будем…

…но приходится констатировать, что в Рос -

сии такой навесной атрибутики практически
не производят. Имеющиеся отечественные
тракторные стрелы серии СНТ (стрела навес-
ная крановая) для грузовых операций, к
которым суперумные головы умудрились
вместо крюка подцепить грузопассажирскую
корзину с травмоопасным креплением по
центру платформы, не в счет. А вот у белору-
сов грузопассажирские подъемники на базе
тракторов есть.

В свое время прославился подъемниками

серии ОПТ-9195 на тракторе МТЗ-80/82
Мозырский машзавод. Такая навеска явля-
лась хорошим подспорьем для сельских энер-
гетиков, связистов, районных коммунхозов.
Вколхозы и совхозы трактор в исполнении
подъемника покупался реже, но в хозяйствах
южных регионов, где на сборе вишни, абрико-
сов требовалась хорошая верхотура досягае-
мости, на подобные платформы не скупились. 

Такие подъемники уже полностью соответ-

ствуют Правилам устройства и безопасной
эксплуатации подъемников (вышек) Гос гор -
технадзора России, имеют системы ориента-
ции люльки в вертикальной плоскости и бло-
кировки подъема и поворота стрелы при не

выставленных опорах, появились системы
аварийного опускания люльки при отказе ги -
дросистемы или двигателя, блокировки
подъема опор, если стрела находится в вы -
двинутом операционном режиме.

В такой спецтехнике заложен тройной опе-

рационный функционал – кран и подъемник,
а также бульдозер. В операционном высотном
режиме отвал является элементом опорного
контура, прочно упираясь в землю, а позади
опорный периметр дополняют раздвижные
гидравлические аутригеры, установленные на
вспомогательной раме. Это позволяет работать
на максимальном вылете стандартной стрелы
до 7,6 м и высоте подъема 9,9 м. С удлинен-
ной стрелой высота подъема достигает 11 м.

все познается в сравненИИ

Белорусское машиностроение оказалось

более гибким к реалиям рынка, сейчас владе-
ет прекрасной конструкторской школой и
несколькими производственными площадка-
ми. Про Россию или Украину этого не ска-
жешь. 

Сябры шагнули вперед, внеся в ОПТ-9195

ряд новшеств по системам безопасности,
изменили комплектацию для увеличения
ресурса. Этот кран-подъемник и поныне в

подъемныемеханизмы

75

От производства тракторных гидравлических подъемников российское

машиностроение тихо самоустранилось. К этой группе навесных машин

наши инженерные головы и производственные властелины и раньше-то

особой любви не питали, не говоря уже о нынешнем периоде

страдальческого импортозамещения…

тракторовыШка:

еще диковинка или уже инструМент?

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей