рые едва поспевают с развитием сети АГНКС
для магистральной и коммунальной техники. 

Селу в ближайшие 3−4 года не следует рас-

считывать даже на мини-АГНКС. Гонять же
трактор даже за 15 км на заправку никто не
станет, поскольку на круг это выльется уже в
30 километров холостого пробега. Это не мо -
локовоз, который на обратной дороге с моло-
козавода, еще до обеденной дойки, заедет в
городе на АГНКС, заправится и поспеет в село
к следующей загрузке. Для  трактора нужна
заправка в пределах машинно-тракторного
парка, а во время полевых работ  – на поле. 

У селян вся надежда на передвижные авто-

мобильные газовые заправки (ПАГЗ). Они
известны нашим транспортникам еще с совет-
ских времен. История повторяется. Сейчас на
такую заправочную технологию будет пере-
страиваться аграрный сектор страны. Ставить
даже самую простенькую однокомпрессорную
АГНКС-50 за 14,1 млн руб. не каждому фер-
мерскому хозяйству или даже агрофирме

будет по карману. Да и окупаться она начнет
минимум от 50 заправок в сутки. С учетом ав -
томобильной техники с ГБО, машин с двигате-
лями CNG и газомоторных тракторов не каж-
дый парк имеет такое количество техники. 

ПАГЗ использовать удобно примерно в 50-

километровой зоне доступности, что хорошо
окупит пробег. Выбор заправочной техники
уже обширный, начиная от норвежского
Hexagon Lincoln, китайского Shijiazhuang Enric
Gas Equipment CO., Ltd, российского ОАО
«Национальные газовые технологии» и закан-
чивая таким маститыми игроками рынка как
«РариТЭК» и «ГазСервисКомпозит».

К примеру, в 2015 г. «Газпром газомоторное

топливо» совместно с АО «Газсервиском по -
зит» выпустила первый ПАГЗ нового поколе-
ния с российской маркировкой. Проект ПАГЗ-
5000 стал не только своевременным ответом
на запросы потребителей, но и самым востре-
бованным на сегодняшний день. Завод изго-
тавливает заправщики и комплектует их вы -

со копрочными композитными баллонами соб -
ственного производства. Упомянутая модель
имеет 80 вертикально установленных балло-
нов типа CNG-3 емкостью 210 л каждый. Сум -
марная емкость модуля составляет 15800л,
куда при 15 оС и давлении 250 атм. можно
упаковать 5090 м3метана.

Недавние поставки по заказу Газпром ГМТ

были осуществлены в Калининград (2 ед.),
Великий Новгород и Астрахань (по 11 ед.).
Кроме этого завод поставлял эти ПАГЗы для
нужд компании «Газпром Комплектация».
Заявки на эту машину поступают регулярно,
агеография поставок ширится. В июне произ -
ведена отгрузка самому дальнему адресату –
ПАГЗ ГСК 5000 ушел к заказчику за 8500 км
на Дальний Восток. Там коммерческий авто-
перевозчик реализует собственный проект по
переводу всех своих автобусов с сельских
маршрутов на  ком  примированный природ-
ный газ. Для его задач машину доработали –
к имеющемуся заправочному посту добавили

спецгсм

84

Аграрный сектор  в развитии

газомотроной техники должен

опираться на местные АГНКС

или на заправочные пере-

движки