мальным сервисным сбором. Да и зачем
водителю искать какую-то альтернативу?
Вот она красивая, с рестораном, душем,
большой стоянкой… Ну, а то что дороже –
водителю без разницы. Правила игры
выбрали вы.

DKV – классический пример бизнеса,

построенного на сервисе. За восемьдесят с
лишним лет существования компания не
приобрела в собственность никаких сетей
АЗС, или иной топливной инфраструктуры,
хотя, несомненно, по своим финансовым
возможностям могла бы спокойно это сде-
лать. Нет! Категорический маркетинговый
подход к клиенту: «мы вам ничего не про-
даем!». Максимально широкая услуга с
возможностью выбора самых недорогих
АЗС или дорогих (можете и на Shell по
карте DKV заправиться, если желаете),
оплата дорог с наименьшими сервисными
сборами. Стрем ление перевести оплату
дорог в разных странах на одно считываю-
щее устройство. Выставление счетов для
российских компаний сразу без НДС, по
тем странам, которые его возвращают. Не
будем перечислять все услуги DKV, но
думаем и так наглядно видно, что в основе
бизнеса лежит предоставление услуг.
Оправдывает ли это себя? Несомненно,
этот подход перевешивает иные, и на про-
тяжении десятилетий в этой сфере DKV –
крупнейшая компания в Европе.

В российской действительности по ана-

логии можно рассмотреть ситуацию на
примере компаний «Ликард» и «Ин -
форком». В чем ключевая задача топлив-
ных карт «Ликард»? Глубоких исследова-
ний можно не прово дить– продажа топ-
лива на АЗС «Лукойл». Причем проводится
это с последовательностью, противореча-
щей порой здравому смыслу. Если в

гсм

39

Выигрыш- вглобализации

Вадим ПОПОВ