За первое полугодие объем перевезенных

в международном сообщении белорусскими
автотранспортниками грузов составил около
6 млн т с ростом на 12,3% относительно ана-
логичного периода 2015 г. Количество
поездок с грузом превысило на 13,5% значе-
ние прошлого года. По итогам шести месяцев
автотранспорт занял первое место в экспорте
услуг и третье по сформированному положи-
тельному сальдо. Экспорт услуг автомобиль-
ного транспорта в 2,6 раза превысил их
импорт.

С 2014-го наблюдается тенденция ежегод-

ного снижения количества транзитных пере-
возок через территорию республики. За ян -
варь-июнь их выполнено 414142 (снижение
на 0,8%), перевезено 6,3 млн т грузов (минус
0,4%). На долю национальных перевозчиков
приходится около 15% транзита, основной же
объем – 85% – выполняют иностранные кол-
леги, в основном – из России, Польши и
Литвы. По итогам первого полугодия доля
белорусских автотранспортников на рынке
доставок внешнеторговых грузов республики
составила 56%.

В среднем за месяц одним транспортным

средством выполняется два кругорейса, что
обусловлено ростом перевозок на коротком
плече. Для сравнения по результатам работы
с 2012 по 2015 гг. этот показатель колебался
в пределах 1,73–1,74. Коэффициент исполь-
зования пробега составляет 0,794, увеличив-

шись по сравнению с первым полугодием
2012 г. на 4,9%.

Общую положительную отчетность, которая

звучит с высоких трибун, представители
белорусского транспортного бизнеса с долей
иронии комментируют так, мол, цифровые
показатели не отражают сути того, как им
приходится выворачиваться, добиваясь… нет,
не государственных показателей, а мало-
мальски плюсовой доходности своей дея-
тельности, чтобы выстоять на рынке. В этот
аспект они вплетают такой факт. Для реше-
ния проблемных вопросов в автотранспорте
ежегодно формируется план совместных дей-
ствий минтранса и ассоциации международ-
ных автоперевозчиков «БАМАП», однако реа-
лизация мероприятий неоправданно затяги-
вается. Это касается совершенствования
законодательства об административной от -
ветственности, оптимизации сезонных огра -
ничений, выдачи международного сертифи-
ката взвешивания, введения перечня скоро-
портящихся грузов, применения электронной
версии спецразрешения на проезд ТКТС по
дорогам общего пользования.

теперь по порядку. 

Одна из приоритетных задач – переход на

электронный документооборот. На нацио-
нальном уровне определено создание удоб-
ного портала по электронному предваритель-
ному информированию о товарах, въезжаю-

перевозки

46

аритмия Перевозок

Такое впечатление, что проблемы международных грузоперевозок автомобильным транспортом не иссякнут

никогда. Решаются одни – возникают другие, устранят их – черед новых. Но факт того, что, несмотря на

имеющиеся трудности, белорусские международные автомобильные перевозчики не теряют объемы грузов,

привносят в бюджет доходы по экспорту услуг – очевиден.

АлександЛУЦЕВИЧ