щих на территорию страны. Однако представ-
ленный электронный ресурс, по мнению биз-
неса, неудобен для использования, в отличие,
например, от российского и казахстанского,
где все сделано во благо перевозчиков.

Похожая ситуация по электронному пред-

варительному информированию с примене-
нием проекта МСАТ (IRU) TIR-EPD при выпол-
нении доставок сборных грузов по книжке
МДП во внутренние пункты таможенного
оформления, поскольку сегодня невозможно
передать информацию в несколько мест
доставки. Технически программа позволяет
осуществление такой операции, но оказыва-
ется, нужно решение Государственного тамо-
женного комитета, разрешающее информа-
ционное взаимодействие программы тамо-
женных органов Беларуси с TIR-EPD. Для
сравнения приводится в пример Российская
Федерация, где в настоящее время отсут-
ствуют ограничения на оформление книжек
МДП при перевозке сборных грузов в
несколько мест доставки, что было подтвер-
ждено на сессии Административного комите-
та Конвенции МДП, состоявшейся в октябре
текущего года.

Впрочем, что пенять на национальный уро-

вень электронного документооборота, если
исследование, проведенное в рамках Евра -
зийской экономической комиссии, показало,
что из 117 документов, установленных правом
ЕАЭС по девяти сферам государственного
регулирования, только 24 могут оформляться
в электронном виде. Остальные 93 требуют
внесения изменений в правовые аспекты
интеграционного объединения, при этом в
отношении 56 документов нормативно за -
креплена возможность оформления и предо-
ставления в госорганы… только бумажных
носителей.

После перераспределения функций контро-

ля в белорусских международных автодо-
рожных пунктах пропуска (в 2014-м предста-
вителей республиканской транспортной инс -
пекции убрали с границы), взвешиванием
транспортных средств занимаются работники
таможенной службы. Оптимизация контроли-
рующих органов произошла, но у перевозчи-
ков возникла очередная головная боль,
поскольку теперь на границе не оформляются

международные сертификаты взвешивания
(МСВТС), позволяющие избежать многократ-
ного дополнительного, в том числе контроль-
ного, взвешивания на маршруте движения.
Как выход из ситуации, бизнесом было пред-
ложено выдавать их в логистических центрах,
расположенных вблизи республиканских
пунктов таможенного оформления «Козло -
вичи» и «Брузги-2», на основании результа-
тов взвешивания, которые бы передавались
должностным лицом таможни из пункта про-
пуска в логцентр. Пока здравый смысл не
возобладал.

Опять же ранее на границе действовал

порядок, по которому пропуск тяжеловесного
и (или) крупногабаритного транспортного
средства (ТКТС) производился на основании
факсимильной копии специального разреше-
ния, что позволяло значительно сократить
простои, связанные с необходимостью ожи-
дания доставки оригинала. Начиная с 2014 г.
и до настоящего времени, пропуск через гра-
ницу Беларуси автотранспорта с превышени-
ем допустимых весовых или габаритных
параметров осуществляется только на осно-
вании оригинала специального разрешения,
которое должно быть у водителя. Весной
этого года минтрансом Беларуси был подго-
товлен проект нормативного правового акта
по данному вопросу, но его принятие затяги-
вается.

В текущем году при введении временных

ограничений нагрузок на ось транспортных
средств на республиканских автомобильных
дорогах общего пользования устанавлива-

лось, что они не распространяются на транс-
портные средства, осуществляющие доставку
товаров, требующих соблюдения специально-
го температурного и санитарно-гигиениче-
ского режимов. При этом перечень скоропор-
тящихся грузов именно для автомобильных
перевозок белорусское законодательство не
содержит, и по итогу предусмотренное по -
слабление таковым не оказалось. Меж -
дународные автоперевозчики надеются, что
такой перечень будет включен в постановле-
ние минтранса о введении сезонных огра -
ничений в 2017 г., а также он будет унифици-
рован как для транспортных, так и для тамо-
женных целей.

На белорусских дорогах создается сеть

постов динамического взвешивания транс-
портных средств, что позволит сократить вре -
мя на прохождение аналогичной процедуры
в стационарных пунктах. Однако возможность
получения оперативной информации по ре -
зультатам взвешивания на телефон водителя
не предусматривается. Таким образом, опять
получается «половинчатое благо».

С 1 июля текущего года международные

страховщики гарантийной системы МДП со -
гласились повысить максимальный уровень
гарантии на книжку МДП до 100 тыс. евро
для всех заинтересованных стран-участниц
Конвенции. Увеличение предела гарантии
утверждено, в том числе, в двух странах-чле-
нах ЕАЭС – Армении и Кыргызстане. Пред -
ложение по оформлению аналогичной воз-
можности было внесено в Госу дарственный
таможенный комитет Беларуси, но в ведом-

перевозки

47