61

реннего рынка Великобритании. В 50–60-
егг. в серию пошли электромобили
Morrison Electricar грузоподъемностью до
2200 кг с запасом хода до 70 км. Незадолго
до схода с дистанции фирма Morrison дела-
ла ставку на облегченные версии фургонов
для перевозки молока и питьевой воды
грузоподъемностью 1 т, но это не спасло
фирму от закрытия.

25 лет
В 1991 г. Камский автозавод и австрий-

ская фирма Altro GmbH заявили о себе как
деловые партнеры в рамках совместного
предприятия ALTKAM в Набережных
Челнах. Первой ласточкой СП стал седель-
ный тягач модели 5425МА образца 1996 г.,
предназначенный для магистральных пере-
возок. Базой послужило шасси двухосного
КамАЗ-5425 с американским дизельным
двигателем Cummins мощностью 325 л.с. и
финской кабиной Sisu. Торговое название
машины – «Альткам-КамАЗ-5443». Из-за
высокой цены и длительных сроков про-
изводства спрос на автомобиль оказался
невысок, и у многих эта техника осталась в
памяти только как глянцевый выставочный
экспонат, но, увы, не как рабочая лошадка
российского дальнобойщика.

В 1991 г. де-юре как самостоятельное

предприятие зарегистрирован МЗКТ –
Минский завод колесных тягачей (бывшее
СКБ МАЗ с 1954 г.). Товарным знаком
является зубр, фирменным названием –
«Волат» (в переводе с белорусского
«Богатырь»).

20 лет
В 1996 г. стало ясно, что «Волга» ГАЗ-

3105, которую готовили на замену снятой с
производства «Чайки» ГАЗ-14, серийно

выпускать не будут. После того, как была
выпущена небольшая пробная партия, авто-
мобили разошлись по разным государст-
венным учреждениям и силовым структу-
рам. Рокировка не состоялась, хотя у маши-
ны был потенциал. Габаритные размеры
седана: 5050х1800х1430 мм, колесная база
2870 мм. Применяемый двигатель – бензи-
новый карбюраторный ГАЗ-3105 V8 объе-
мом 3,4 л и мощностью 170 л.с. Подвеска
спереди и сзади – независимая пружинная,
тормоза всех колес дисковые. Размер шин
– 215/60 R15.

15 лет
В 2001 г. в подразделении ПАМС (про-

изводство автомобилей малых серий)
Горьковского автозавода приступили к
выпуску «Волги» ГАЗ-3111. Четырех двер -
ный седан габаритами 4897х1840х1472 мм с
базой 2820 мм получил бесшкворневую
независимую переднюю пружинную под-
веску, реечное рулевое управление и зави-
симую заднюю подвеску на продольных
рессорах. Под капотом стоял 4-цилиндро-
вый бензиновый двигатель ЗМЗ-4052.10
рабочим объемом 2,5 л и мощностью
136л.с. и 5-ступенчатая механическая
коробка передач. Из-за высокой цены
спрос на ГАЗ-3111 оказался невысоким, и в
конце 2001 г. проект закрыли. Всего было
построено около 300 экз. 

2016-й год на редкость богат
круглыми датами примени-
тельно к летописи советско-
го, российского и мирового
автопрома. Продолжая нача-
тые в 2014 г. обзоры
«Однажды много лет назад»,
мы расширяем сферу исто-
рического охвата. Теперь в
них будут включены не толь-
ко юбилеи инженеров, заводов,
отдельных моделей автомо-
бильного транспорта, но
также отрезки времени с
принятия важнейших поста-
новлений, проведения испыта-
ний, организации автопробе-
гов. Не будут забыты и дру-
гие аспекты истории коммер-
ческого автотранспорта.