двухрядной кабиной «Тайга» на 6мест.

Особое место в параде новинок занимает

плавающая автоцистерна пожарная АЦ-4,0 л
вместимостью 4000 л на базе «Урал-4320»
(6х6) габаритами 8,5х2,5х3,7 м. Цельно ме тал -
ли ческая герметизированная платформа
объе   мом 11 м3с задним откидным бортом
оборудована поручнями и трапом. Плавучесть
машине придают большие поплавки в перед-
ней части автомобиля. На борту применяется
пожарная мотопомпа Johstadt EL200 произво-
дительностью 200 л/мин, давлением 5 бар,
высотой всасывания 3 м и весом всего 39 кг.
Вкомплекте идет надувная 2-местная спаса-
тельная лодка, экипаж состоит из двух чело-
век. При полной мас се 15 т автомобиль с ди -
зелем ЯМЗ-236М2 мощностью 245 л.с. спосо-

бен развивать скорость 60 км/ч на суше и
7км/ч на воде.

Настоящий хит сезона другая модель этого

же производителя – автоцистерна пожарная
АЦ-3,0-40/4 на шасси КАМАЗ-43253 (4х2). Ее
цистерна вмещает 3000 л воды, бак для пено-
образователя – 180 л. В надстройку имплан-
тирован двухступенчатый центробежный на -
сос Johstadt TO3000 производительнос тью
50л/с. В номинальном режиме напор на соса
обеспечивает подачу смеси для тушения на
удалении до 400 м (длина напорных рукавных
линий достигает 360 м). В конструкции при-
меняется пожарный лафетный ствол ЛС-С40У.

Самая экзотическая часть экстерьера этого

«спасателя» – бульдозерный отвал. С его по -
мощью можно перемещать грунт и предметы

массой до 3000 кг! Грузоподъемностью в
1000 кг обладает собственная КМУ. Благодаря
двигателю Cummins мощностью 245 л.с. и 6-
ступенчатой механической коробке передач
автомобиль полной массой 10900 кг способен
передвигаться со скоростью 90 км/ч. Боевой
расчет, в т.ч. водитель, составляет 6 человек.

вСпомогательное оборудование

Большое количество средств пожаротуше-

ния является достаточно компактным и пред -
назначено для монтажа на автомобили быс -
трого реагирования и лесопатрульный транс-
порт. Например, установка вы сокого давления
модель 01В от одного из производителей
име ет компактные размеры: 1109х554х536 мм
и весит всего 66 кг. Подача воды в номиналь-
ном режиме составляет 50 л/мин при давле-
нии в 40 бар и максимальном рабочем давле-
нии в 60 бар. В комплектацию включен трех-
ступенчатый диафрагменный насос AR 503 SP,
приводной бензиновый двигатель мощностью
9 л.с., водяной ствол-пистолет со смесителем
для воды и пены в соотношении 0,1–6,0%.
Есть рукавная катушка с 50-метровым рука-
вом в комплекте с рукоятью перемотки и бло-
кирующим устройством.

При тушении пожаров класса А и В все

чаще используют малогабаритные системы
вроде Natisk на гусеничном ходу. Они могут
доставлять до 600 кг по воде и до 800 кг на
суше. Гусеничный ход создает низкое удель-
ное давление в 0,05 кг/см2и позволяет легко
проезжать по бездорожью, снегу, мягкому и
рыхлому грунту. Скорость на воде достигает
6км/ч, а на твердом грунте – 70 км/ч. 

С точки зрения эффективности такие сред-

ства хороши уникальными свойствами пены с
высокой адгезией, за счет чего время туше-
ния сокращается в 5–7 раз. При этом стои-
мость состава для тушения невелика, а пена
подается на большое удаление. Рукавная
линия обладает высокой стойкостью к замер-
занию, а небольшой вес пены обеспечивает
легкость рукавной линии и простоту ее при-
менения. Из-за отсутствия проливов воды нет
вторичного ущерба при тушении, а эффектив-
ность работы подобного «карлика» сопостави-
ма с КПД автоцистерны АЦ-2,5-40. 

И такие устройства пользуются все боль-

шим спросом. Тенденция!

спецавтотехника

77

Система Natisk на базе компактного
гусеничного вездехода

Такое оборудование обладает высокой
механической прочностью