ки, днища, пластин футеровки внутри и
сверху, которые на каждом операционном
цикле соприкасаются с абразивным материа-
лом, нужны износостойкие листы Hardox с
твердостью по Бринеллю не менее 400.

Стали вСякие важны, 
Стали вСякиенужны…

Можно спорить и доказывать, что есть пре-

красная российская альтернатива шведской
стали Hardox. Конечно есть, но вот «Киевский
торт», к примеру, в России тоже пекут и вроде
вкусный он, но до оригинального киевского
исполнения ему далеко. Со сталью также.
Наши хозяйственники уже поняли это по
реальным результатам использования в ре -
монте разных марок стали: Hardox превосхо-

дит другие марки износостойких стальных
сплавов в твердости, сохраняя при этом высо-
кий предел текучести. 

При отсутствии шведской стали наваривать

футеровку из более мягкого металла не сто -
ит– абразив слизывает такие пластины очень
быстро. Во-первых, износостойкость такого
стального листа далека от необходимых проч-
ностных характеристик. Даже при условии,
что используемая вами сталь идентична мар -
ке стали ковша заводского исполнения, нуж-
ной результативности не добиться, поскольку
наварка пластин усиления производится из
более твердого материала, чем основной ме -
талл конструкции. Такая технология реставра-
ции не только восстанавливает, но и продле-
вает ресурс ковша. Во-вторых, нужно иметь

лекала чтобы материал раскроить под необхо-
димый размер, а потом еще нарезать и по
нужной конфигурации дать ему требуемый
изгиб. Если у вас есть необходимое оборудо-
вание и квалифицированные кадры для этого,
то вам повезло. 

Когда ресурс восстанавливаемого вами в

домашних условиях ковша достигнет 80% от
ресурса нового ковша, то деньги на ремонт
будут потрачены не зря. Если до такого пока-
зателя не дотягиваете, то после ремонта
инст румент не отработает и половины желае-
мого срока. Доказано, что между новым и
капитально отремонтированным или восста-
новленным ковшом разница ресурса должна
составлять не более 20%. Тогда можно
оправданно говорить, что ковш после рестав-
рации стал как но венький. Упускать уточне-
ние «как», не следует, поскольку металл
основного корпуса, куда навариваются футе-
ровочные «заплатки» и дополнительная
защита, имеет свойство стареть. Наверняка
слышали про усталость металла. Здесь имен-
но тот случай. 

И еще. Средняя стоимость материала и

ремонтных работ массивного ковша от 10 до
15 м3сопоставима с 80% от цены нового на -
весного оборудования. Если ремонт оцени-
вают свыше упомянутой величины, то такое
предприятие обходите стороной и смело
покупайте новый ковш. Правда, сейчас такое
время, что хозяйственники не очень торопятся
покупать ковш «с нуля». В поисках хорошего
ремонтного предприятия готовы везти на вос-
становление поизносившийся черпак за три-
девять земель – все равно дешевле будет.
Аеще лучше, при наличии нужного оборудо-
вания, специалистов и средств для покупки
расходного материала проводить починку
ковшей в собственной реставрационной мас -
терской, что будет дешевле, чем у специали-
зированных предприятий. Правда, это под си -
лу разве что холдингам, концернам и крупным
объединениям.

Сами раСкроим и обновим 

Некоторые крупные хозяйства в рамках не

столько импортозамещения, сколько собст-
венных программ бережливого производства
и экономии средств начали активно осваи-

спец то

88

Ковшеварить в полевых условиях можно
лишь по мелочи