Александр НИКОЛАЕВ

Фото автора

узелКи истории

Первые электробусы построили британцы

для Лондона в 1886 г. Маленькие по габа-
ритам, они перевозили не более 10 человек
и развивали среднюю скорость в 11 км/ч.
ВРоссии такой транспорт появился 15 лет
спустя: в 1901 г. был создан 17-местный
электрический омнибус Ипполита Романова.
В восьми ящиках размещались 44 аккуму-
лятора, которые обеспечивали 1,5-тонной
машине скорость до 20 км/ч и запас хода в
64 км, что по тем временам небывалый про-
гресс!

Современные электробусы могут весить

до 30 т, перевозить до сотни пассажиров в
соло-версиях и более 150 в сочлененных
моделях. Им по силам развивать скорость
85 км/ч и проезжать без подзарядки 200 км
и более. В конструкции лучших образцов
используются легкие и прочные стойкие к
коррозии материалы, подверженные вто-
ричной переработке. Строятся серийные
двухэтажные электробусы.

выгоднее автоБуса

Одно из главных достоинств электробу-

 са– экологичность: выбросы вредных
веществ в атмосферу равны нулю. Нет выде-
лений асбестосодержащих частиц от дисков
сцепления и тормозных колодок, поскольку
последние используются только на скорости
менее 5 км/ч. 

В конструкции электробуса нет сложной

трансмиссии, большого карданного вала,
тяжелого ведущего моста, громоздкой

выхлопной системы. Правда, есть габарит-
ные аккумуляторные батареи, но их можно
установить на крыше, под полом или в
корме. Тем самым в салоне можно сделать
ровный пол, без ступеней и перепадов
высоты. Тяговый электромотор надежнее
двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и не
зависит от качества тока так, как дизель от
качества ДТ: при зарядке поступающий ток
выравнивается до нужного значения.

Расходы на обслуживание электробуса

меньше, чем на содержание автобуса в
пять-семь раз: ему не нужно моторного
масла, антифриза, фильтров, топливопрово-
дов и пр. Комфорт для пассажиров выше за
счет минимального уровня шума и отсут-
ствия вибраций. Тяговый электромотор
надежнее и не требует ежедневной провер-
ки уровня масла, не подтекает ли топливо,
подогрева ДТ. У электродвигателей высо-
кий КПД: до 95%, что в 2,5 раза выше, чем у
ДВС (до 40%).

Для него не нужны рельсы, а значит и нет

риска схода с них, как у трамвая.
Отсутствует сильная вибрация почвы и аку-
стический дискомфорт, как от рельсового
транспорта. Электробус не зависит от кон-
тактной сети, как троллейбус: отсутствует
потеря тепла в проводах, нет зависимости
от погодных условий (обледенение прово-
дов), не требуется тратить время на сниже-
ние скорости при проезде перекрестков и
поворотов. В случае аварии не останавлива-
ется вся ветка маршрута.

есть и минусы...

Но справедливости ради отметим: стои-

мость нового электробуса примерно втрое

пассажирские перевозки

10