голландский VDL Citea SLFA181 Electric, не -
мецкий Sileo S18 Electro, китайский BYD Pure
Electric. Сегмент 12-метровых лайнеров на
электротяге представляют польский Solaris
Urbino 12 Electric, испанский Irizar i2e, китай-
ский BYD eBus, чешский Ekova Electron, швед-
ский Volvo 7900 Electric, голландский VDL Citea
SLF120  Electric. В числе более компактных
электробусов турецкий Karsan Jest, итальян-
ский IVECO Daily Electric и многие другие.

И мы не лыком шиты! В 2000 г. в «Экс -

поцентре» представили два компактных рос-
сийских электробуса: «Лужок» для обслужи-
вания парков и выставочных комплексов, и
20-местный «Корнет» в качестве маршрутного
такси. «Лужок» успел поездить по территории
ВВЦ, «Корнет»  –  вблизи Поклонной горы. Ав -
тономность хода у них составляла около 60 км,
а на одну зарядку батарей требовалось 6 ча -
сов. Но проект «Москомприроды» широкого
распространения так и не получил.

Зато в современную историю России уже

вписаны электробусы большого класса
НефАЗ-52922,  КамАЗ-52994Э, КамАЗ-6282,
ЛиАЗ-5292, компактный КамАЗ-2257Э.
Окаждом из них мы хотя бы коротко рас-
сказывали. Но сегодня речь идет уже не
только о постройке электробусов, но и о си -
теме беспилотных транспортных средств. 

ЭлеКтричесКая «маршрутКа»

В отличие от производителей обычных

электробусов, под амбициозный иннова-
ционный проект модульной системы беспи-
лотного коммерческого транспорта специ-
ально была создана компания. Первым эта-

пом на повестке дня  –  постройка беспи-
лотных транспортных средств для закрытых
территорий  (Олимпийский парк в Сочи,
парк Горького в Москве, наукоград «Скол -
ково», ВДНХ, внутризаводские территории).
В дальнейшем стоит задача выйти на доро-
ги общего пользования, причем не только в
России, но и за рубежом.

Пассажирская версия беспилотника слож-

нее по критериям безопасности. Тем не менее,
именно с нее и начали. Важен и психологиче-
ский аспект: как успокоить пассажиров, пере-
мещающихся в вагончике без водителя, лобо-
вого и заднего стекол?! В «Матрешке» – так
называется эксперементальное транспортное
средство – поставили интерактивные экраны.
И вместо полного отказа от водителя на пер-
вом этапе его ос тавят  –  на случай, если по -
требуется взять управление на себя. В даль-
нейшем – диспетчер будет осуществлять дис-
танционный контроль. 

На кузове «Матрешки» смонтированы во -

семь видеокамер, фиксирующих окружаю-
щую обстановку. В соответствии с ней выби-
рается режим перемещения: разгон, линей-
ное движение, замедление или остановка.
Максимальная скорость поначалу будут
ограничена 20 км/ч, что обеспечит и ком-
фортное торможение. Со временем она
может вырасти, например, возят же в аэро-
порту Хитроу беспилотные микроавтобусы
пассажиров со скоростью 40 км/ч!

Проект существует всего несколько меся-

цев, но в его рамках уже построены пять дей-
ствующих беспилотников. В 2017 г. планиру-
ется изготовить и продать муниципалитетам

до 50 ед. Опытные версии «Матрешки» обхо-
дятся создателям в 6,5–10 млн руб. за экзем-
пляр, а в стадии реализации проекта их
стоимость снизится до 3–3,5 млн руб. Но есть
более существенное препятствие на пути тех-
нического прогресса: в законодательстве РФ
нет документов, разрешающих применение
беспилотных транспортных средств. Правда,
такое положение будет не вечным: Минтранс
обещает сдвинуть вопрос с мертвой точки.

в мосКву, на тест!

Когда готовился данный материал,

ГУП«Мосгортранс» приступил к тестовой
эксплуатации электробусов разных произво-
дителей на столичных маршрутах. Для
выявления слабых сторон пассажирские
машины новейших поколений на электро-
приводе будут эксплуатировать с макси-
мальной интенсивностью.

Свой электробус столичному перевозчику

передала и Группа ГАЗ  –  это модель 6274
Ли кинского автобусного завода габаритной
длиной 12,41 м. 

Тестовая эксплуатация перспективной мо -

дели полной массой 1,8 тыс. кг продлится
шесть месяцев. Техника пройдет обкатку на
линии, по результатам которой специалисты
завода-изготовителя и ГУП «Мосгортранс»
оценят ее работу в различных погодных
условиях. Электробус будет курсировать по
маршруту «Фили – станция метро Китай-
город» первое время без пассажиров. Он
разработан на базе модели низкопольного
автобуса большого класса ЛиАЗ-5292. Мо -
дель 6274 оборудована синхронным электро-
двигателем Siemens с постоянными магни-
тами номинальной мощностью 160 кВт и
литий-марганцевыми батареями с высокой
энергоемкостью энергоемкостью 130 кВт/ч и
повышенным жизненным ресурсом – до
5000 циклов зарядки/разрядки, что обес-
печивает ее пробег до 200 км в сутки (при
модульной зарядке).

Электробус рассчитан на перевозку до

90пассажиров и имеет 22–27 посадочных
мест с возможностью крепления до трех
кресел для пассажиров с ограниченными
возможностями.

Закончатся испытания  –  и мы о них обя-

зательно расскажем.

пассажирские перевозки

13