дарства-члена, если она допускается меж-
дународными договорами государств-чле-
нов с третьей стороной, или осуществляется
в рамках многосторонних квот ЕКМТ.

упрощений в четыре раза Больше

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС ради-

кально переформатирует институт уполно-
моченного экономического оператора. Одна
из главных новелл – выдача свидетельств
УЭО трех типов.

Базовым для получения свидетельства

первого типа будет предоставление обес-
печения исполнения обязанностей уполно-
моченного экономического оператора на
сумму, эквивалентную не менее одному
миллиону евро. При этом в отношении по -
ложительно зарекомендовавшего себя УЭО
предусмотрен механизм последующего сни-
жения финансовой нагрузки. На третий год
обеспечение уменьшается до 700 тыс. евро
в эквиваленте, на пятый – до 500 тыс.,
сшестого года – до 300 тыс., если действие
свидетельства не приостанавливалось в те -
чение шести лет, то с седьмого года –
150тыс. евро. Для получающего свидетель-
ство второго типа вместо обеспечения обя-
занностей уполномоченного экономического
оператора появляется критерий соответ-
ствия финансовой устойчивости юридиче-
ского лица определенному значению. Пре -
тендент на включение в реестр УЭО с выда-
чей свидетельства третьего типа должен
будет проработать не менее двух лет, имея
свидетельство первого или второго типа.

Согласно Таможенному кодексу Та мо -

женного союза у УЭО было только четыре
упрощения, теперь их перечень расширен
до 17 по типам свидетельств.

Первый тип свидетельства дает право на

получение в основном специальных упро-
щений, связанных с совершением таможен-
ных операций:

– прибытие, убытие, таможенное декла-

рирование и выпуск товаров в первоочеред-
ном порядке;

– непредставление обеспечения уплаты

таможенных пошлин, налогов при помеще-
нии товаров под таможенную процедуру
таможенного транзита либо при их выпуске

до завершения проверки таможенных, иных
документов и (или) сведений или до полу-
чения результатов таможенной экспертизы;

– выпуск товаров до подачи декларации;
– проведение таможенного контроля в

случае его назначения в форме таможенно-
го осмотра или таможенного досмотра в
первоочередном порядке;

– признание таможенными органами в

качестве средств идентификации пломб,
наложенных уполномоченным экономиче-
ским оператором на грузовые помещения
(отсеки) транспортных средств или их части;

– неустановление маршрута перевозки в

отношении товаров, перевозимых уполно-
моченным экономическим оператором;

– приоритетное участие в проводимых

таможенными органами пилотных проектах
и экспериментах, направленных на сокра-
щение времени и оптимизацию порядка
совершения таможенных операций;

– осуществление перевозчиком, являю-

щимся УЭО, разгрузки, перегрузки (пере-
валки) и иных грузовых операций с товара-
ми, находящимися под таможенным конт-
ролем и вывозимыми с таможенной терри-
тории Союза, за исключением товаров,
перевозимых в соответствии с таможенной
процедурой таможенного транзита, а также
замены транспортных средств международ-
ной перевозки, перевозящих такие товары,
другими транспортными средствами, в том
числе с удалением наложенных пломб и
печатей, без разрешения таможенного орга-
на, в регионе деятельности которого осу-
ществляется соответствующая операция,
или без его уведомления.

Второй тип свидетельства предоставляет

упрощения не только при совершении тамо-
женных операций, но и при проведении
таможенного контроля:

– временное хранение товаров УЭО на

территориях УЭО;

– доставка товаров в зону таможенного

контроля, созданную на территории УЭО,
совершение таможенных операций и прове-
дение таможенного контроля, включая завер-
шение таможенной процедуры таможенного
транзита и выпуск товаров УЭО, в отношении
товаров, находящихся на территории УЭО;

– проведение таможенного контроля на

территориях УЭО;

– совершение таможенных операций,

связанных с таможенным декларированием
и выпуском товаров, в таможенном органе,
отличном от таможенного органа, в регионе
деятельности которого находятся товары,
если такие таможенные органы расположе-
ны на территории одного государства-члена;

– проведение таможенного контроля в

случае его назначения в форме таможенно-
го осмотра или таможенного досмотра в
первоочередном порядке;

– применение УЭО средств идентифика-

ции, используемых таможенными органами;

– непредоставление обеспечения испол-

нения обязанности по уплате таможенных
пошлин, налогов, специальных, антидем-
пинговых, компенсационных пошлин при
выпуске товаров, декларантом которых
выступает уполномоченный экономический
оператор, до завершения проверки тамо-
женных, иных документов и (или) сведений
или до получения результатов таможенной
экспертизы;

– выпуск товаров до подачи декларации

на товары.

Свидетельство третьего типа дает право

УЭО пользоваться всем набором специ-
альных упрощений, предусмотренных для
свидетельств первого и второго типа.

Важно, что предоставлено право пользо-

вания специальными упрощениями на всей
территории ЕАЭС. Вместе с тем, сохраняю-
щийся «принцип резидентства» даже в
условиях распространения возможности
применения специальных упрощений на
всей таможенной территории ЕАЭС не поз-
волит применять повсюду, в частности,
такое упрощение, как выпуск товаров до
подачи таможенной декларации. При этом
такое упрощение как не предоставление
обеспечения уплаты таможенных пошлин,
налогов при помещении товаров под тамо-
женную процедуру транзита и первооче-
редной порядок совершения таможенных
операций можно будет применять на всей
таможенной территории Союза даже в
условиях сохраняющегося «принципа рези-
дентства».

таможня

28