таможня

29

Комментарий специалиста:

– Давайте не будем оптимистично

хлопать в ладошки, а подождем 1 июля –

обозначенной даты вступления в силу нового

Кодекса, – отрезал директор одного из бе -

лорусских транспортных предприятий меж -

дународных перевозок на наше пред ложение

прокомментировать преду смот ренные ТК

ЕАЭС нововведения. – Опять же, Беларусь

пока не подписала Договор о Таможенном

кодексе ЕАЭС. В ЕЭК рассчи тывают, мол, это

вопрос ближайшего времени, что мне

представляется весьма сомнительным.

Безусловно, документ содержит ряд

прогрессивных решений, в которых в равной

степени заинтересованы все стороны. Но

это ведь на бумаге, а практическая дея -

тельность международных автопе ревозок и

сфера таможенного регулирования и та -

моженного контроля нередко фор мируется

по аспектам, которые диамет ральны дейст -

вующим нормам Союза, поскольку есть на -

циональное законо да тельство, которым и

руководствуются таможенные, контро ли -

рующие ведомства. Кто откажется от

возможности ма нипулирования националь -

ными законами в противовес, скажем, ТК

ЕАЭС, если они предоставляют более широкие

полномочия и возможности. А такая воз -

можность, во всяком случае, на перво на -

чальном этапе будет, поскольку даже не

всякий менеджер транспортного пред при -

ятия, не говоря о водителе, вникнет в суть

нового Кодекса.

Для нашего предприятия, имеющего ста тус

уполномоченного экономического опера тора,

интересен факт признания белорус ского

сертификата УЭО на тер ритории всего ЕАЭС

независимо от страны-члена его выдачи.

Опять же «но». В Беларуси их порядка 300, в

России – более чем наполовину меньше, в

Казахстане – порядка полусотни. Об Армении

и Кыргызстане информации в этом плане

нет. При таком чисто ариф метическом

дисбалансе Россия и Казахстан вряд ли

признают белорусских уполно мо ченных

экономических операторов, предо ста вив им

предусмотренные Кодексом льготы. Неким

подтверждением такого по сыла может

служить, например, ком мен тарий российских

таможенников по поводу комплексной

программы развития ФТС Рос сии, принятие

которой пред по лагается в марте текущего

года. Они заявляют, да, существенно

изменится инс титут упол номоченного

экономического оператора, а в перспективе

будет взаимное признание УЭО со странами и

эко но ми ческими союзами. При этом «оговорка

мелким шрифтом»: в по вседневную практику

нововведения плани руется ввести… к 2020 г.

И последнее. Евразийская экономическая

комиссия совместно с уполномоченными

представителями госорганов и бизнеса от

стран ЕАЭС сейчас разрабатывает пер -

воочередную нормативно-правовую базу, ко -

торая вступит в силу одновременно с новым

Таможенным кодексом Союза. Она содержит

26 норм, которые Договор о Таможенном

кодексе ЕАЭС относит на наднациональный

уровень. Без их реализации Кодекс не сможет

заработать в полной мере. Конечно, тео -

ретически возможно поспеть к 1 июля, но

реально ведь будут обсуждения, согласования

и прочее... Давайте в данном контексте

вспомним и слова таможенного министра

ЕЭК Кадыркулова о том, что Договор о ТК

ЕАЭС содержит в три раза больше ком -

петенций, переданных в ведение ЕЭК, чем

действующий, и для их реализации пона -

добится разработать порядка 100 решений.

Ключевое слово – «разработать»…