сделано в россии

Современный кран-манипулятор – по сути,

небольшой автономный комплекс для погру-
зочно-разгрузочных работ с помощью опор-
ной рамы, стрелы, грузозахватных механиз-
мов и системы управления. Преимущества
КМУ в том, что их габариты и конструкция
позволяют установить практически на любой
грузовик или другое транспортное средство,
например, прицеп или полуприцеп.  

Основными российскими производителями

крановых манипуляторов считаются Велико -
лукский машиностроительный завод («Вел -
маш»), Inman или «Инман» (в 2011 г. куплено
австрийской компанией Palfinger), БАКМ (Ба -
лашихинские автомобильные краны и мани-
пуляторы). «Велмаш» производит КМУ серий
31, 55, 90, 130 и 180. «Инман», по сути, копиру-
ет самые популярные модели из продуктовой
линейки Palfinger. БАКМ выпускает устройства

с грузовым моментом 4,6–21 тм и вылетом
стрелы до 11 м. Есть Майкопский машзавод,
работающий с 1985 г., до 90% продукции ко -
торого представляют манипуляторы для лес-
ного хозяйства. Впрочем, по принятой класси-
фикации это скорее гидроманипуляторы, что
не одно и то же, что КМУ. Десять лет назад
попасть в число производителей КМУ могло
ОАО «Автокран» из г. Иваново, но серийная
сборка так и не началась. В числе действую-
щих поставщиков Уральский завод спецтех-
ники, выпускающий КМУ марки АНТ. Здесь
выбор тоже богат: максимальный вылет стре-
лы находится в пределах 3,57–9 м, обеспечен
грузовой момент от 1,83 до 27 тм, на предель-
ном вылете можно поднимать от 0,5 до 3,3 т. 

может, все-таКи импортный?

Сегодня перевозчики могут выбирать как

импортируемые из-за рубежа, так и собирае-
мые в РФ по лицензии модели манипулято-

ров. Есть опыт использования КМУ через сеть
дистрибьюторов. Так, машиностроительный
завод «Чайка-Сервис» продвигает японские
тросовые КМУ Tadano. В ассортименте 14 мо -
делей с вылетом стрелы от 3,47 до 15,69 м,
ста вят их на российские грузовики ГАЗ,
КамАЗ, ЗИЛ, «Урал», МАЗ, ИВЕКО-АМТ. Эти же
устройства можно смонтировать на шасси
ино марок Avia, Ford, Foton, Isuzu, IVECO,
Mitsubishi Fuso, Nissan, Hyundai, Hino, TATA,
Volvo Trucks. С середины 2000-х этот же про-
изводитель из нижнего Новгорода является
дистрибьютором компании Amco Veba. Здесь
на выбор  240 моделей с вылетом стрелы от 1
до 27 м, с грузовым моментом от 1 до 74 тм.

На современном рынке РФ много итальян-

ских производителей КМУ: Fassi, Effer, Ferrari,
Autogru PM и др. Как и у многих конкурентов,
на элементы гидравлики и электрики распро-
страняется гарантия сроком 1 год, на прочие
узлы и агрегаты – 3 года. Общий срок службы

38

КМУ на лесовозном тягаче Volvo FMX в
работе на делянке

подвижнойсостав

Tadano ZE360 на закорках Mitsubishi Fuso
Canter российской сборки

Fassi F155 удачно вписался в полнопри-
водный КамАЗ-43118 (6х6)