62

115 лет

В 1902 г. компания «Фрезе и Ко» (быв-

шая каретная мастерская, основанная в

Санкт-Петербурге Карлом Карловичем
Неллисом) построила грузовую электриче-
скую машину «Фрезе-Троллейбус». По
некоторым данным, Петр Александрович
Фрезе опирался на опыт постройки элек-
тробусов Романова –  неспроста габариты

этих машин полностью совпадали.

105 лет
Русско-Балтийский вагонный завод по

заказу предпринимателя К. Генка в 1912 г.
изготовил 12-местный автобус, чей кузов
был установлен на шасси модели М24/30.
Еще одна пассажирская машина была
построена на базе двухтонного грузовика
«Руссо-Балт Арбенц». Оба автобуса на
сплошных шинах, с цепным приводом и

бензиновыми двигателями построены на
агрегатах легкового автомобиля «Руссо-
Балт С24/30 (С24/35)». Они возили пасса-

жиров в г. Риге и окрестностях. 

95 лет
В августе 1922 г. конструктора Ивана

Федоровича Германа назначили начальни-

ком образованного на ГАЗе кузовного

цеха №1. С этого времени на

шасси капитально отремонти-

рованных американских

автомобилей White нача-

лась постройка автобу-

сов с открытым кузо-

вом. Позже под руко-

водством Германа

были созданы все

автобусы завода,
от АМО Ф-15 до
ЗИС-155.

90 лет
Кузовной 

цех 

Автомобильного

Московского завода АМО (позже – АМО
ЗИЛ) в 1927 г.  изготовил небольшую пар-
тию 22-местных двухдверных автобусов на
шасси 

грузового 

автомобиля 

Я-3

Ярославского автозавода. Дизайн кузова
был похож на стиль британских пассажир-
ских машин Leyland с большой площадью
остекления.

В это же время был создан первый в

СССР кузов автобуса для регулярных пасса-
жирских перевозок. Автокузовные и обоз-
ные мастерские (с 1931 г. –  Авторемонтный
кузовной завод «Аремкуз») построили пер-
вый автобус «Аремкуз» на импортном трех-
осном шасси Bussing.

85 лет
В 1932 г. в Ярославле в единственном

экземпляре построили трехосный капотный
автобус-гигант ЯА-2 длиной 11 450 мм. Он
мог перевозить 80 пассажиров, в том числе
52 –  сидя. Уникальное удлиненное шасси
ЯА-2 имело базу по центру тележки 7200
мм. Его приводил в движение карбюратор-
ный 6-цилиндровый рядный двигатель
Hercules мощностью 103 л.с., работавший
на бензине. Автобус построили в качестве
демонстрации возможностей предприятия
и достижений советской промышленности.

80 лет
В 1937 г. основана кузовная мастерская

при гараже транспортной конторы
Горьковского Горпромторга, которая строи-
ла грузовые фургоны на шасси ГАЗ-АА и
ГАЗ-ММ. В августе 1938-го она получила
статус более крупного предприятия и стала
называться Горьковским автокузовным

Александр КАЛУГИН