63

заводом Главснабторга. С 1950 по 1956 гг.
это был Горьковский завод холодильного
оборудованияГлавторгмаша, а следующие
10 лет –  Горьковским заводом торгового
машиностроения Главторгмаша. С 1966 г.
предприятие носило имя  ГЗСА –
Горьковский завод специализированных
автомобилей. 

75 лет
Несмотря на экстренную эвакуацию про-

мышленных предприятий с западной части
СССР в восточную, в 1942 г. производство
автомобильной техники в СССР достигло
34976 ед. Основную массу готовой продук-
ции составили преимущественно бортовые
военные грузовики: за 12 месяцев 1942 г.
было изготовлено 30 947 ед. Армия и тыл
получили 1 462 ед. автобусов для перевозки
личного состава, раненых, рабочих заводов
и фабрик. Изготовление легковых машин
было направлено на выпуск транспортных
средств командного звена и вылилось в 2
567 ед.

70 лет
В 1947 г. на базе выведенного из Венгрии

195-го отдельного ремонтно-восстанови-
тельного батальона в г. Бендеры (Украина)
создали Стационарные автомобильные
мастерские (САРМ №133) Краснознаменного
Одесского военного округа. После череды
реорганизаций в структуре Министерства
обороны здесь выпускали армейские авто -
бусы АП-4, разработанные в Москве на 101-
м ЦАРЗ МО.

65 лет
Каунасский авторемонтный завод №3,

построенный на базе довоенных ремонтных
мастерских 

«Американско-литовского

акционерного общества», в 1952 г. присту-
пил к выпуску капотных автобусов КАГ-1 на
шасси ГАЗ-51. Конструктивно они были схо-
жими с ГАЗ-651, а отличия крылись только
во внешней отделке кузова. Производство
данной модели продолжалось вплоть до
1956 г., а всего за послевоенный период
здесь было изготовлено 12 тыс. автобусов
разных моделей.