Кузница прогресса

В год 100-летия ЯМЗ лимитированным ти -

ражом вышла книга «Русский дизель» и, про-
стите за банальность, сразу стала бестселле-
ром. Она богато иллюстрирована, содержит
сотни интересных примеров и подробностей,
но все равно не отражает полноту настоящей
летописи предприятия.

Хорошим дополнением служит с любовью

собранная экспозиция заводского музея, где
есть масса раритетных документов и подлин-
ных артефактов. Ярославский автомобильный
завод (ЯАЗ) был основан в 1916 г. в рамках
правительственной программы создания в

России автомобильной промышленности.
Дело доверили промышленнику Владимиру
Александровичу Лебедеву, которому надле-
жало наладить сборку машин по лицензии
британской фирмы Crossley. До революции
1917 г. удалось выпустить только один авто-
мобиль, после чего предприятие национали-
зировали и преобразовали в первый госу-
дарственный авторемонтный завод. В 1926-м
он стал Ярославским государственным авто-
мобильным заводом №3.

Вклад ЯМЗ в развитие отрасли и всего

народного хозяйства трудно переоценить.

Первый советский самосвальный большегруз,
первый отечественный трехосный грузовик
ЯГ-10, первый в мире четырехосный ЯГ-12 со
всеми ведущими колесами – в летописи
завода было много событий с приставками
«первый» и «впервые». Завод подарил стране
массовые двухэтажные троллейбусы, первый
работающий на ДТ грузовик, первый серий-
ный дизель ЯАЗ-204 и многое-многое другое. 

Кстати, за все 100 лет ЯМЗ ни разу не оста-

навливал свою работу! Сегодня Ярославский
моторный по праву считается центром россий-
ского дизелестроения. А его сердцем и кузни-

автокомпоненты

6