нагрузка) и в двух местах спереди и сзади.
Внутрь профиля штатной рамы вложили и
закрепили болтовым соединением дополни-
тельные лонжероны. Толщина усилителей
точно такая же, как у заводской рамы – мак-
симально возможные 9,5 мм. Тем самым по -
лучили нужную механическую прочность.

доводКа по уму

Авторы проекта адаптации немецкого са -

мосвала для российских карьеров сочли
необходимым заменить стандартную резину
специальной, рассчитанной на более высо-
кие весовые нагрузки. На дорожных само-
свалах, как правило, используют бескамер-
ные покрышки размерностью 315/80 R22.5 на
всех осях или спереди с профилем 385/65
при том же радиусе R22.5. Но в случае с ру -
довозом были выбраны камерные шины раз-

мерностью 325/95 R24, посаженные на раз-
борные стальные диски размером 8,5–24.

Отдельного внимания заслужил выбор

производителя шин. Те, кто могут себе поз-
волить такую роскошь, выбирают дорогую и
хорошо себя зарекомендовавшую продукцию
Michelin. Но есть и разумная альтернатива,
как раз на такой и решили остановить выбор:
Goodyear Omnitrac MSD для задних мостов и
Goodyear Omnitrac MSS II для передних осей.
Более точные сведения по размеру, индексу
нагрузки и скорости отражены в маркировке:
325/95 R24 TE 162/160K. При высоких нагруз-
ках автомобильная «обувь» редко доживает
до полного износа, и потому специалисты
находят такой выбор удачным.

Немцы тщательно подошли и к выбору

конструкции кузова с надежным надрамни-
ком и мощной гидравликой. Вкупе с другими

мерами это дало прибавку в весе. Ис поль -
зование двух ведущих передних мостов, ус -
тановка усилителей и прочие меры повысили
снаряженную массу рудовоза с колесной
формулой 8х8 почти до 20 т, хотя на версии
8х4 даже в богатой комплектации она обыч-
но не превышает 16 т.

тяга гарантирована!

С выбором двигателя особых вариантов не

было: проверенный временем 12,4-литровый
MAN D2676 Евро-5 с мощностью 480 л.с. и
максимальным крутящим моментом 2300 Нм.
А вот с коробкой передач голову поломать
пришлось. Хотели было взять Allison, но
ценовая привлекательность ZF 12 AS2330 OD
оказалась выше. К тому же немецкая короб-
ка хороша специальным режимом для без-
дорожья. Никак не маялись с раздаткой:
выбрали G253 c нейтральной передачей и
блокировкой межосевого дифференциала.

Особенностями комплектации для зимних

условий стали электрофакельное устройство
облегчения холодного пуска, обогреваемые
топливные фильтры, защита двигателя при
работе на холостом ходу до -40 ºС. В россий-
ской спецификации: антифриз до -37ºС,
двух камерный осушитель воздуха с подогре-
вом, циклонный предфильтр для воздуха в
кабине, двухступенчатый циклонный пред-
фильтр в воздухозаборнике двигателя.

Тест-драйв на полигоне показал, что MAN

TGS 41.480 BB-WW (8x8) полной массой 50 т в
управлении не сложнее, чем его аналоги.
Главное – не забывать про высокий центр тя -
жести и при выезде с грунтовки на асфальт
сразу отключать блокировки. Но, риск по -
вреж дения минимален за счет электронного
управления полным приводом VSM.Мо мен -
тальный, да и средний расход топлива после
подъемов и спусков выглядит пугающе
большим, но по мере движения самосвала
по твердой дороге он падает.

Понятно, что тест-драйв на полигоне и

реальная эксплуатация – не одно и то же. Но
самосвал MAN TGS 41.480 BB-WW (8x8)
успешно прошел испытания в Череповце,
Липецке и Дмитрове и уже заинтересовал
горняков и строителей Благовещенска,
Красноярска и Сургута. 

81

спецавтотехника

Высокий подъемный борт не препятству-
ет разгрузке