сентябрь 2016 г. гусеничные краны выпустил
только ЧМЗ – всего 14 штук.

Челябинский механический завод за

60лет изготовил более 10 тыс. гусеничных
кранов. Сейчас завод выпускает 8 моделей
гусеничных кранов с решетчатой стрелой и,
как и прежде, остается приверженцем ди -
зель-электрического привода. В модельном
ряду представлены машины грузоподъем-
ностью 25, 32, 36, 40, 50, 63, 80 и 100 т.
Несколько лет назад заводом были освоены
краны нового поколения – ДЭК-361 и ДЭК-
401 грузоподъемностью 36 и 40 т соответ-
ственно. Самые новые модели появились
совсем недавно – это 50-тонный ДЭК-501,
80-тонный ДЭК-801 и флагманская модель
грузоподъемностью 100 т – ДЭК-1001. В но -
вых кранах ДЭК реализованы современные
инженерные решения. В частности, тирис -
торное управление с пропорциональным ре -
гулированием скоростей механизмов, стре-
ловое оборудование мембранного типа,
функция самомонтажа. 

Клинцовский автокрановый завод выпус-

кает дизель-гидравлический гусеничный
кран с решетчатой стрелой RDK-36 грузо-
подъемностью 36 т. Ходовое устройство
крана выполнено с телескопируемыми гусе-
ничными тележками, что позволяет иметь
небольшой габарит при транспортировке и
увеличенный размер опорной площади в
рабочем положении. Важной особенностью
является устройство порталов крана. Их кон-
струкция продумана таким образом, что при
монтаже и демонтаже крана на строитель-
ной площадке нет необходимости повторной
запасовки каната. Кроме того, с помощью
заднего портала обеспечивается навешива-
ние противовесов. Кран автономно, без при-
влечения дополнительных грузоподъемных
средств обеспечивает собственную сборку и
разборку. 

Ульяновский механический завод №2 до

2008 г. стабильно работал, выпуская гусе-
ничные и автомобильные краны. Увы, в по -
следующие годы оправиться от последствий
экономического кризиса предприятию так не
удалось – по сравнению с докризисным пе -
ри одом объемы производства упали на по -
рядок. УМЗ № 2 выпускал гусеничные краны
с решетчатой стрелой грузоподъемностью 32
и 100 т. В 2016 г., как сообщает издание
«Ульяновский бизнес онлайн», в отношении
Ульяновского механического завода №2
вве дена процедура наблюдения, а предпри -
ятие внесено в официальный Единый феде-
ральный реестр сведений о банкротстве.

заруБежные игроКи

Объемы поставок импортной техники со -

поставимы с объемами производства отече-
ственной. Так, в 2011 г. было импортировано
30 новых и 14 б/у машин. В 2015 г. новых
кранов ввезли 19 ед., бэушных – 9. Основные
игроки – это известные мировые бренды:
Liebherr, Kobelco, Manitowoc, Terex, Hitachi
Sumitomo, Sennebogen. В последние годы в
сегменте гусеничных кранов активизирова-
лись китайские компании. Среди них такие
фирмы, как XCMG, Sany, Zoomlion, Fuwa.

Компания Liebherr предлагает 23 модели

гусеничных кранов с решетчатой стрелой. Из
них 15 моделей относятся к серии LR, а
8моделей – к серии HS. Краны серии HS
относятся к категории универсальных ма -
шин, предназначенных для интенсивных
режимов работы. Они используются с раз-
личным навесным оборудованием. Грузо -
подъем ность кранов серии HS составляет от
30 до 300 т. Краны серии LR предназначены
для выполнения тяжелых грузоподъемных
работ в строительстве, их грузоподъемность
варьируется от 100 до 3 000 т. В серийную
комплектацию всех кранов Liebherr LR вхо-

дит система ограничения грузового момента
LMB. Она в режиме реального времени рас-
считывает грузоподъемность крана и спо-
собствует безопасной работе. Конфигурация
крана может быть быстро адаптирована к
условиям любой стройплощадки. Другими
решениями, реализованными в кранах
Liebherr LR являются система Vertical Line
Finder (определитель вертикального поло-
жения ка ната) и функция Horizontal Load
Path (горизонтальное перемещение груза). 

Модельный ряд компании Manitowoc пред-

ставлен гусеничными кранами грузоподъем-
ностью от 165 до 2 300 т. На новых моделях
кранов – MLC350 и MLC650 грузоподъем-
ностью 350 и 650 т – внедрена новая унифи-
цированная система управления. Она уста-
навливается также на мобильные краны GMK
и RT и на башенные краны Potain. Преи му ще -
ство такой унификации очевидно– машинист
крана работает с одной и той же консолью, с
тем же интерфейсом. Оператору достаточно
установить два параметра, например, массу
груза и желаемый рабочий радиус. Система
выполнит расчеты и предложит три наиболее
оптимальных варианта конфигурации крана.
Другим новшеством обеих моделей является
система VPC. Данная система изменяет поло-
жение противовеса автоматически, в зависи-
мости от нагрузки, рабочего радиуса и угла
наклона стрелы. Технология VPC позволяет по
сравнению с краном, оснащенным классиче-
ским противовесом, поднимать больший груз
на одинаковом рабочем радиусе. Также дан-
ная система противовесов дает грузовысот-
ные преимущества. 

Модельный ряд гусеничных кранов с

решетчатой стрелой фирмы Sennebogen под-
разделяется на два типа – краны для работы
с навесным оборудованием серии HD (кра -
ны-экскаваторы) и краны для монтажных ра -
бот. Краны для монтажных работ представ-

краны

95

гусениЧный сегМент

Владимир НОВОСЕЛОВ  | Фото автора и фирм-производителей