ямз, он же «автодизель» 

Ярославский моторный завод (ЯМЗ) или

ОАО «Автодизель» является самым известным
производителем двигателей в России. Про -
дукция ЯМЗ встречается и на транспортных
средствах РЖД и контейнерных дизель-гене-
раторах. Так, ЯМЗ-840 и 850 мощностью 550–
800 л.с. ставят на карьерные самосвалы Бе -
лАЗ, «сороконожки» МЗКТ, гусеничные транс -
 портеры ИЗТМ, спецтехнику «Пром трак тор».
Двигатели ЯМЗ-650 уровня Евро-4 и Евро-5 с
потенциалом 286–420 л.с. идут на конвейер

автозавода «Урал», на «ТОНАР», сборочные
ли нии Минского автозавода и Минского заво-
да колесных тягачей. Модель ЯМЗ-658 стан-
дарта Евро-3, -4 и -5 используется на тяже-
лых автомобилях МАЗ, МЗКТ, тракторах ПТЗ и
сельхозтехнике «Гом сельмаша». ЯМЗ-656
мощ ностью 210–300 л.с. третьего, четвертого и
пятого экологического класса ставят на авто-
бусы МАРЗ и ЛИАЗ, грузовики МАЗ, МЗКТ и
«Урал». Маркировка ЯМЗ-238/7511 известна
тем, кто эксплуатирует ярославские моторы
мощностью 330–420 л.с. на спецтехнике МоАЗ,

МАЗ, МЗКТ, ЧСДМ, «ЧТЗ-Уралтрак», «Четра»,
ПТЗ, «Гомсельмаш», «Ростсельмаш», «Муром -
тепловоз». Преимущественно на спецтехнику
российских марок рассчитаны и двигатели
ЯМЗ-236/7601 мощностью 165–300 л.с. Их
применяют МАЗ, АЗ «Урал», «Кранэкс», «Ам -
кодор», ВЭКС, «Курганмашзавод», «Раскат»,
«РМ-Терекс», «ЧТЗ-Уралтрак», «Четра» и др.

Мо торы ЯМЗ-536 четвертого и пятого эколо-

гического класса объемом 6,65 л мощностью
от 240 до 330 л.с. имеют самую современную
конструкцию. Такие двигатели монтируют на
грузовики «Урал ВВ», «Урал NEXT», МАЗ, авто-
бусы ЛИАЗ; спецтехнику «РМ Терекс», тракто-
ра ПТЗ и ХТЗ. Газовые модификации данного
мотора, ЯМЗ-530 CNG, имеют мощность 150–
170 л.с. (4-цилиндровые версии) и 240–300
л.с. (6-цилиндровые). Они предназначены для
поколения NEXT среднетоннажных «ГАЗонов»
и тяжелых «Уралов», а также автобусов ПАЗ,
КАВЗ и ЛИАЗ. Уровень Евро-4 и Евро-5 гаран-
тирован и на семействе ЯМЗ-5340 с отдачей в
150–210 л.с. Их ставят на ту же технику, за
исключением «Урал NEXT», плюс «Садко
NEXT» и «РМ Терекс». 

Самое массовое семейство на сегодняшний

день – семейство ЯМЗ-236/238 для техники
ГАЗ, КАМАЗ, УралАЗ, ЛИАЗ, МАЗ и др.

автокомпоненты

24

Двигатели 
российского 
производства

В современной России насчитывается с десяток производителей двигателей для коммерческого

автотранспорта. Часть из них доморощенные, часть – совместные предприятия с зарубежными партнерами.

И те, и другие вместе закрывают весь спектр потребностей клиентов. Более того, часть продукции

поставляется на экспорт, в том числе в Республику Беларусь для предприятий тяжелого машиностроения. В

обзоре представлены наиболее популярные бренды моторостроителей РФ.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора