сорным управлением впрыска топливной сме -
си и зажиганием. Они развивают мощность
100 л.с. и отвечают нормам Евро-4.

С 2014 г. предприятие освоило выпуск 107-

сильных 2,7-литровых двигателей EvoTech.
Это совместная разработка с южнокорейской
инжиниринговой фирмой Tenergy. За счет
улучшений блока цилиндров и камеры сгора-
ния, оптимизации поршневой группы и газо-
распределительного механизма, изменения
систем зажигания, смазки, питания и охлаж-
дения удалось увеличить крутящий момент в
широком диапазоне оборотов двигателя. На
10% был снижен топливный аппетит, а ресурс
увеличен до 400 тыс. км. На выбор потребите-
лей есть модификации Евро-4 и Евро-5.

заволжсКие моторы

ЗМЗ или Заволжский моторный завод рас-

положен в г. Заволжье Нижегородской обла-
сти. Он входит в состав ОАО «УАЗ» и выпускает
бензиновые и дизельные моторы. В настоя-
щее время их продукция отвечает стандарту
Евро-4, а один из наиболее распространенных
на тяжелой технике – бензиновый V8 модели
ЗМЗ-52342.10 рабочим объемом 4,67 л и
мощностью 124 л.с. Он оснащен программой
коррекции состава топливо-воздушной смеси.

Впечатляет уровень инноваций в модель-

ном ряду 4-цилиндровых бензиновых версий:
143-сильной ЗМЗ-40905.10 и 125-сильной

40911.10 рабочим объемом 2,7 л. В числе кон-
структивных особенностей: топливная рампа с
форсунками двухпоточного распыления, дат-
чик давления впрыска, оптимизированная по
времени и дозировке подача топлива во
впускные каналы ГБЦ. Привод ГРМ осуществ-
ляется зубчатой цепью. Есть система вентиля-
ции с подачей картерных газов в ресивер. 

Год назад предприятие освоило серийную

сборку битопливных двигателей, работающих
на бензине и сжатом или сжиженном газе.
Вчастности, 8-цилиндровыми ЗМЗ-5245.10
комплектуют автобусы ПАЗ. Есть и чисто газо-
вые модификации. Так, 4-цилиндровый ЗМЗ-
409061.10 предназначен для грузовиков ком-
пании BAW Rus. Новой является и классика:
4-цилиндровые бензиновые ЗМЗ-40906.10
теперь отвечают нормам Евро-5. Их ставят на
легкие грузовики и внедорожники УАЗ, на
скорую помощь на базе ульяновской «бухан-
ки». Есть и дизельный ЗМЗ-51432.10 объемом
2,235 л мощностью 114 л.с. У него охлаждае-
мая система EGR, бошевский впрыск Common
Rail, турбонаддув, интеркулер и давление
впрыска на уровне 145 МПа.

Камаз и LIEBhERR

Двигатели из Набережных Челнов прочно

ассоциируются с брендом КАМАЗ. Самые
современные из них – модели класса Евро-4
мощностью 280–440 л.с. У них большой потен-

циал для модернизации за счет применения
наддува одним компрессором, цельного кар-
тера маховика и прочих особенностей кон-
струкции и комплектации. Но, есть зависи-
мость от импортных комплектующих: ци лин -
дропоршневой группы Federal Mogul, си стемы
впрыска и блоков управления фирмы Bosch.

Достоинства современных двигателей

КАМАЗ – заявленный ресурс не менее 1 млн
км, пониженный уровень шума, возможность
регулирования давления впрыска в зависи-
мости от условий эксплуатации и повышенное
давление впрыска (сейчас 160 МПа, в пер-
спективе до 250 МПа). Перевозчиков радует и
доступность деталей к двигателям КАМАЗ. 

Новыми являются дизельные двигатели

КАМАЗ уровня Евро-5 мощностью 280–550
л.с. Их особенности: единая чугунная голов-
ка на каждый полублок взамен двух алюми-
ниевых, коренные и шатунные шейки
коленвала увеличенного диаметра, собран-

автокомпоненты

26

Дизельные версии 4-цилиндрового ЯМЗ-53443 Евро-5 развивают мощ-
ность 150, 170 и 210 л.с. и создают крутящий момент в 493, 664 и 780 Нм